понедельник, 10 августа 2015 г.

Почему я уезжаю?



А что мне надо?
Да просто свет в оконце!
А что мне снится?
Что кончилась война.
Куда иду я?
Туда, где светит солнце.
Вот только братцы,
добраться б дотемна!

Серьгей Галанин

Казалось бы, вопрос риторический. Однако и его задают мне многие люди, да и впрочем, ответ может быть не таким тривиальным, как кажется на первый взгляд. Все мы движемся из прошлого в будущее через настоящее. Поэтому то, что я ожидаю от Канады, от моей жизни в эмиграции – очень сильно зависит от того опыта, который был накоплен за все предшествующие годы здесь, на Родине.
….На очередном приёме мой доктор ортодонт в ответ на мои стенания: «Ну когда же будет результат???» невозмутимо ответил мне, что, мол, дескать, посмотрите на себя в зеркало, у вас изначально кривое лицо. Я недоумевающе вопросительно-негодующим взглядом смотрела на него и возмущалась:
- Я пришла к Вам за новыми ровными зубами, мучаюсь вот, плачу деньги, так как Вы мне пообещали.
Доктор спокойно продолжал:
- Поймите, у Вас кривая челюсть, такова особенность  строения, это связано с неравномерностью развития костей в раннем детстве. Так получилось. Медицина здесь бессильна. Для того, чтобы  зубы были полностью ровными, Вам надо заново родиться.
И тогда я подумала: «А ведь доктор прав». Мне и в самом деле надо заново родиться! Я сама давно задумывалась об этом, и ни раз. Я родилась то ли слишком поздно, то ли слишком рано. Моё мировоззрение либо слишком консервативно, либо слишком прогрессивно, но точно не идёт в ногу со временем. Хотелось бы жить в одно время с Пушкиным или с Наполеоном, хотелось бы жить в информационном обществе будущего, о котором мечтали утописты и которое пытались воссоздать коммунисты, но не дотянули. Хотелось бы родиться в другое время и в другом месте.
Состояние, в котором я пребывала последние десять лет жизни вна Украине можно охарактеризовать как просто удержание себя на плаву. Никогда не было никакой стабильности, как и никаких планов на будущее, как будто бег на месте, но с препятствиями. И на это барахтание по волнам украинских реалий всегда уходили колоссальные силы, энергия, время. И каждый раз я не получала ничего, кроме глубокого разочарования и горького послевкусия в душе.
В целом, можно выделить три группы причин моей не-возможности оставаться жить вна Украине и, как следствие, вынужденной эмиграции.

1.       Социально-психологические.
Период взрослой и сознательной жизни на Родине, то есть время после окончания средней школы, составило ровно тринадцать лет, десять из которых – это трудовой стаж. За эти годы я сменила семь мест работы, пять из которых были постоянными  (год и более), а также закончила аспирантуру и даже успела постоять на учёте по безработице в Центре занятости. Таким образом, исписанной оказалась половина трудовой книжки. Кроме мест работы кардинально менялись и сферы деятельности. И всё это вовсе не добровольно, а потому что каждый раз случалось что-то такое, что заставляло меня покинуть привычное рабочее место и отправиться на поиски хотя бы чего-нибудь, чтобы не сидеть без дела и без денег. Каждый раз что-то находилось, но потом, по происшествии некоторого времени, история повторялось по новой: опять крах, опять пора уходить. Почти каждый раз увольнение было незапланированным, и я оставалась наедине с зарплатой за последний месяц в кармане, уходя вникуда. За десять лет я прошла около ста собеседований о приёме на работу, многие из них были просто комичными, и в какой-то момент поиск работы для меня стал своего рода и развлечением: пойти посмотреть на людей, узнать что-то новое об окружающем мире J
А вместе с тем. Ведь в одиннадцатом классе я получила звание лицеиста года. Из четырёхсот человек учащихся у меня был самый высоких рейтинг по совокупности, как академической успеваемости, так и побед на олимпиадах и конкурсах научных работ. Однажды проходил срез знаний по математике, и, видимо, по ошибке девятиклассникам закинули одно задание из программы десятого класса – тригонометрические уравнения. Каково же было удивление независимой комиссии, когда у одного человека из ста учеников параллели они нашли правильно решённое задание. Я случайно решила это уравнение, т.к. мне нужно было справиться на «отлично», не зависимо от того, проходили мы это на уроках или нет?
В университет я поступила по собеседованию вне конкурса, так как заняла первое место на областной олимпиаде по экономике. На первом курсе экзамен по высшей математике написала на сто баллов из ста. Со всего курса только я одна поступила и закончила аспирантуру. Из значительных достижений за три года аспирантуры я считаю диплом  «За личный вклад в развитие научного направления», который присудила мне независимая комиссия международного конкурса, проходившего в Финансовом университете при Правительстве Российской федерации (г. Москва).
Кому здесь это всё надо? Для чего это всё было нужно? Ощущение собственной никчемности почти никогда не покидало меня. Более пяти лет я проработала  продавцом мебели в магазине. Да, это были, как у нас говорят,  «элитные салоны интерьера», а зарплата у меня была выше, чем у многих специалистов за счёт высокого процента от продажи и космических цен на товары. Тем не менее, меня такая работа никогда не устраивала, сколько бы я ни получала в конце месяца. Производство натурального шёлка – трудоёмкий, дорогой процесс, и никому не придёт в голову пускать его на половые тряпки. Почему же человек, который изначально родился со способностями к интеллектуальному труду, на обучение которого ушло столько лет, должен заниматься тем, что подносит кофе, заваривает чай и водит экскурсии по магазину? Я не хочу этим заниматься даже, если мне предложат сто тысяч американских бумажек с американскими президентами в день.
Поэтому я поступила в аспирантуру. Однако и там – горькое разочарование. Никакого уважения – ни со стороны студентов, ни со стороны так называемых «наставников» и старших коллег. Везде тебя отфутболивают и попрекают, никому ты не нужен. Помню, на всех заседаниях, мероприятиях кафедры, ютились мы, аспиранты, как бедные родственники на последних партах и делились друг с другом своими тяготами и невзгодами по написанию диссеров: отсутствие доступа к необходимой информации, бюрократические препятствия, нелепые правила, дорогостоящие мероприятия по защите. Стипендию я получала мизерную – она вся, а то и больше уходила на публикацию статей в научных журналах и поездки на конференции, канцелярские расходы. Вести около-квази-псевдо-научную деятельность в Украине - это большая роскошь. Нужно, чтобы кто-то тебя содержал: было, где жить, чем питаться, плюс покрытие всех сопутствующих затрат.
Словом, если бы ни мама – я бы физически не смогла учиться в аспирантуре. А ведь это обучение стало для меня бесценным: я узнала очень много нового, научилась писать, выступать публично, правильно формулировать вопросы и ответы. Я путешествовала по Украине, познакомилась со многими интересными людьми и много чего увидела. Однако чем ближе было к окончанию, тем больше я понимала, что хочу поскорее покинуть стены родной Alma Mater, вырваться из этого порочного и замкнутого круга. Зарплата кандидата наук – 1800 гривен. Как я буду на них жить? Неизвестно. Нет перспектив, нет просвета. И, конечно, не только это пугало и огорчало меня. За время работы в университете я столкнулась с такими проявлениями человеческой натуры, что мне стало не по себе. Зашоренность, узость мышления, преклонение перед дутыми авторитетами, алчность в сочетании с мелочностью, лицемерие в шестнадцатой степени, практическое отсутствие науки и научного процесса как такового, как в прочем, и педагогики. Система, уже полностью развалившаяся словно организм, изъеденный метастазами, излучающий удушливое зловоние. Вот она – украинская высшая школа в двух словах.
Дальше было ещё хуже. Когда наступил кризис и массово стали закрываться магазины, а мебельные – тем более, уже и податься было некуда. Оставаться на полставки преподавателя - 890 гривен - я физически не могла. Одно дело – жить на стипендию в 1000 гривен и самостоятельно планировать свой день, посвящая время науке, учёбе и другим делам. Другое дело – работать, не имея уже свободного времени, и при этом получать такие деньги, которых едва хватит на обед с проездом. А ведь у меня ещё и эмиграционный процесс, требующий значительных финансовых вливаний.

Исторический кадр. 2013 г., Одесса, я провожу закрытие Всеукраинских соревнований по стрельбе.
В тот момент в моей жизни случилось роковое стечение обстоятельств, которое необычайным образом закинуло меня на работу в ……милицию. Меня взяли на работу секретарём по факту, а по трудовой – ведущим специалистом :) Трудно было бы нарочно подобрать две более различные субстанции: бегемот и лопата, синхрофазотрон и облако, я и менты. Как говорится, в органы можно попасть двумя способами: под конвоем или через отдел кадров. Судьба увела от первого варианта, но подбросила второй. Это длинная история, скажу только, что через год я вышла оттуда не то, чтобы другим человеком, но человеком с абсолютно другим отношением и реакциями на происходящие в жизни события. Я посмотрела на жизнь с другого ракурса и под другим углом, в прошлом остались последние иллюзии и ложные, выдуманные представления о мире, мешающие двигаться дальше.

Если в двух словах, тринадцать лет моей взрослой жизни в Украине – это череда нелепых приключений и сюрреалистических, трагикомичных ситуаций, а в  сухом остатке – разочарование и тупик.Только в 29 лет, незадолго до отъезда в Канаду я нашла, наконец, хорошую, подходящую работу, соответствующую моей квалификации, однако и то – благодаря счастливому стечению обстоятельств и моей подруге детства, за что ей огромное спасибо.

2.       Экономические.
Можно много писать на эту тему. Скажу только, что максимальная зарплата, которую я держала в руках за свою жизнь здесь – это примерно 1500 долларов США, когда у нас были значительные продажи. Если даже я продавала больше – кто-то делал как-то так, чтобы я этих денег не увидела, но это отдельная история…… Работая продавцом мебели в течение первых пяти лет карьеры, я получала ставку плюс процент от продаж. Например, от продажи недорогого гарнитура - спальни или мягкой мебели в 10 000 евро моими были 100 евро. Но в основном клиентами являлись состоятельные люди, которым нужно было обставить целый дом/апаратаменты, поэтому я заключала договор на поставку всего интерьера под заказ, включая кухню и освещение. Была у меня одна клиентка, которая заказала мебели больше, чем на 150 тысяч евро – на дом и квартиру, и это было прекрасно!!! :)
После моего ухода из торговли, ситуация с зарплатой с каждым годом ухудшалась. А на последней работе всю мою зарплату сожрала 300% инфляция национальной валюты. И я с высшим образованием и тремя иностранными языками стала получать примерно как рабочие в    г. Читтагонг, которые автоклавами разбирают старые корабли на лом. :(
Последние годы я очень удивлялась, заходя в магазины, и видя цену на сапоги в размере моей месячной зарплаты. Почему так? Для кого все эти товары? И почему я не могу приобрести их, работая каждый день, не покладая  рук глаз? Кроме того, моё глубокое удивление и фрустрацию вызывали рекламные борды вдоль дорог моего города о якобы выгодной покупке недвижимости в строящихся домах. Цена одного квадратного метра, как правило, даже превышала мой доход за месяц. Путём нехитрых арифметических вычислений в уме, я делала вывод, что срок приобретения мною собственной квартиры, даже самого маленького метража, стремится к бесконечности. И каждый раз созерцание цен вгоняло меня в чувство бесконечной тоски и безысходности……
Даже больше. Многие мои знакомые последние пару лет «покращання» стали одеваться в магазине секонд хенда, которых стало полно на каждом шагу, в каждом районе нашего города, выросли как грибы после дождя. Интересно, в Канаде есть такие магазины в таких количествах? Мне эти заведения рекомендовали многие, в том числе мотивируя тем, что, мол, «да там новые вещи». Но для меня это вопрос принципа. Почему я, человек с высшим образованием, аспирантурой, тремя иностранными языками, здоровыми руками и ногами, работая каждый день – должна опуститься до такого уровня бедности, чтобы не иметь возможности даже купить  НОВУЮ одежду в сетевых магазинах товаров массового потребления? Для меня это пик абсурда, никак не укладывающийся в моём сознании.
Но слава богу, эта чаша – отоваривание на секонде -  меня миновала. Хотя, не знаю, что было бы дальше, останься я ещё на годик. Подчёркиваю – жизнь в Украине в материальном плане с каждым днём для меня ухудшалась последние пять лет.

3.       Демографические.
Не скажу за всю страну, но в Одессе последние годы идёт необъявленная охота на мужчин со стороны женщин, причём на всех поголовно. Голодный – накормим, пьяный – протрезвим, в рубище – оденем, бездомный – приютим. Практически каждая девушка норовит через борщ затащить представителя противоположного пола в постель, а потом уж как-нибудь правдами и не правдами – в ЗАГС. И я смотрю на это и думаю: а как же дуэли, серенады под окном, сонеты, посвящённые даме сердца, рыцарские турниры, на которых мужчины хотели показать свою силу, привлечь хотя бы взгляд возлюбленной, снискать её благосклонность, выделится среди толпы других поклонников? Всё это осталось в прошлом, увы. Сейчас никто за женщинами не бегает, разве что кроме пикаперов – и те спортивного интереса ради. Напротив, современные украинские женщины ради мужчин готовы практически на всё. А я ни на что не готова. Я ни ради чего ни на что не готова. Жизнь и так - непростая штука, и каждый день готовит для нас целое множество незапланированных испытаний. Зачем же добровольно обрекать себя на что-либо, идя по пути борьбы и преодоления препятствий? Быть может, я родилась уставшей от какой-то предыдущей жизни, а в этой реинкарнации мечтаю о пожизненном курсе реабилитации на острове Бора-Бора. Поэтому я отказываюсь от борьбы и поисков, я хочу просто жить и новое платье....
Современные мужчины толдычат песню о том, что, мол, девушкам только одно надо – деньги, а между тем, сами являются охотниками за богатым приданым: связи семьи, недвижимость, автомобиль и т.д. и т.п. Был и у меня такой жених. Я думала, что он меня любит просто так, а он всего лишь хотел решить квартирный вопрос: не мои красивые глаза, а моя одесская прописка интересовала его. После того, как поселился в моей квартире, решив проблему места жительства – несколько месяцев пытался ненавязчиво, но довольно настойчиво «отозвать» своё предложение руки и сердца как под предлогом мирового финансового кризиса,  также и в связи с менее глобальными факторами :) «Не время сейчас, давай поженимся когда-нибудь потом». Такое развитие событий отнюдь не входило в мои планы, и я сказала: «Уходи». Что характерно, спустя столько лет, он так и не завёл семью, когда все его друзья давно уже женаты, и воспитывают детей…….
Мужчины, рождённые в 80-е…..их как будто прибила жизнь ещё в утробах матерей, и на свет они появились субтильными в ментальном плане. В первую очередь стоит отметить, что наше поколение – поколение безотцовщины. Когда я училась в школе, в ВУЗе – от 30% до 50% детей в группе воспитывались в неполных семьях: у кого и не было отца изначально, кого бросили, кто просто спился. Это всё не способствует воспитанию здоровой в социально-психологическом плане личности. Вместе с тем, как ни странно, я знаю множество примеров, когда парень вырос в полной семье и с отцом, и бабушками-дедушками, но при этом толку тоже немного. Вырастают мамино-папины сынки – окружённые со всех сторон чрезмерным вниманием и заботой, выхоленные и взлелеянные – и ждут продолжения такой же сладкой жизни под крылышком у жены….
Именно такие экземпляры просиживают штаны за монитором, играя в компьютерные игры, жалуются, что нет работы, или есть работа только за маленькую зарплату, а ведь работать где попало – не царское это дело. Эти непризнанные гении постят в соцсетях гневные тирады о том, что женщинам, мол, нужны только тугие кошельки. Какие же все кругом сучки! Никого не интересует его тонкая душевная организация и богатый внутренний мир. Но ведь деньги – это дело наживное и преходящие. Сегодня  - есть, завтра – нет. А вот если у человека нет внутреннего стержня – это беда. Ни деньги, ни красота и даже ни ум, характер – вот что определяет человека. Я сама - мамина доця, мне самой нужен кто-то, на кого можно положиться и пойти в разведку, если потребуется. А подходящих кандидатов на эту ответственную должность за все годы я так и не встретила. Думаю, просто потому что мало нормальных мужиков, и бабы сами тянут на себе всю ношу, как наши бабушки тянули в войну – когда все ушли на фронт, и после войны – когда многие не вернулись……
….Дети. Это отдельная история. Если бы это было в моих полномочиях – я бы каждой женщине, которая рожает в Украине ребёнка – выдала бы медаль, а кому-то даже и орден. Чем больше историй от подруг с детьми я слышала, чем ближе сталкивалась с реалиями воспитания детей в Украине, тем меньше этих самых детей мне хотелось. А однажды я дала себе слово абсолютно серьёзно: «Если в Украине закроют все границы, невозможно будет ни самолётом, ни пешком, ни вплавь - никак отсюда уйти – тогда я останусь жить одна, но заводить детей здесь, в этой стране, я не буду. Для такого хрупкого человека, как я – это непосильное испытание, я могу и не пережить».

Вот основные ответы на вопрос «Почему?». А если в двух словах – тупик и безысходность, вот что заставило меня бежать из Украины.

1 комментарий:

  1. Добрый день! Меня зовут Анна. Я случайно нашла Ваш блог и очень заинтересовалась стилем повествования. Хочу сказать, что поддерживаю Вашу цель отъезда в Канаду- у меня те же мысли, особенно посмотрев на нашу страну после длительного отстуствия я ещё больше утвердилась в мысли, что "Пора валить". Мне страшно, что чужая бабушка, которая, возможно, воевала за наше будущее, теперь вынуждена переступить через стыд и страх, и просить у прохожих "на хлеб". Я тоже, как и Вы, не хочу давать этой стране прирост населения, не хочу обретать малыша на страдания. Ни один нормальный человек не должен мучаться так, как мучаются простые украинцы.
    Дай бог, увидемся в Канаде :-)))))))

    ОтветитьУдалить