вторник, 29 сентября 2015 г.

Про дикобразов и людей

Homo homini lupus est[1].
Латинизм
В жизни главное - найти своих и успокоиться.
Из к/ф «Мне не больно»

               

             Когда-то давно жил один умный дядька, и звали его Артур Шопенгауэр. Я считаю, что даже, если бы он в своей жизни ничего больше не написал, кроме нижеприведённой метафоры, -только за это следовало бы ему выписать премию и причислить к величайшим мыслителям.
«Когда люди вступают в тесное общение между собой, то их поведение напоминает дикобразов, пытающихся согреться в холодную зимнюю ночь. Им холодно, они прижимаются друг к другу, но чем сильнее они это делают, тем больнее они колют друг друга своими длинными иглами. Вынужденные из-за боли уколов разойтись, они вновь сближаются из-за холода, и так — все ночи напролет».
Для меня – в этой фразе вся суть, вся квинтэссенция человеческих отношений.  На большой дистанции – неинтересно, на близкой – начинаются проблемы. Вроде как рецепт эффективной коммуникации прост: надо просто позволить себе быть собой, а другому человеку – быть другим. Только это проще сказать, чем сделать. Мы, люди, хотим казаться теми, кем не являемся на самом деле, и других желаем видеть переделанными на свой лад, вкус и цвет.
Посмотрите, как легко дети вступают друг с другом в контакт, в песочнице, на детской площадке, сходу затевая какую-то игру. Тинейджеры тоже довольно быстро сбиваются в стаи по интересам. В студенческие годы в общем-то совсем несложно познакомиться и найти компанию. Но с каждым годом это человеческое свойство – социализироваться и дружить – постепенно угасает, и уже незадолго до тридцати практически сходит на нет. При этом старые связи рвутся по многим объективным причинам из серии «пути разошлись», а новые – уже не так-то просто установить.
Только здесь, в эмиграции эта проблема стоит ещё острее.  У меня сложилось впечатление, на Западе - как в Северной Америке, так и в Европе, многие люди страдают от одиночества и от скуки. От одиночества – потому что это проблема всех современных людей. Тем более – в эмиграции, когда они оказываются оторванными от своего привычного окружения. А от скуки – потому что  высвобождается время от борьбы за выживание, и люди ищут уже не хлеба, а зрелищ…..
Ещё один парадокс эмиграции: здесь русскоговорящие, выходцы из Союза, стремаются друг друга. Раньше я не понимала, почему, а теперь сама их стремаюсь ))))) Я живу в центре города, и здесь руссофоны не селятся. Во всяком случае, их не видно и не слышно. Но иногда, на дальних станциях метро или в автобусах я их вижу J Их сразу видно. Вот, например, стоит африканская семья, арабская, какая-то смешанная или местная. Все люди, как люди, и только  наших видно издалека. Мне это и на Родине бросалось в глаза и вызывало недоумение, а здесь это вообще очень сильно выделяется на общем фоне. В славянских семьях женщина берёт на себя роль как менеджера, который принимает решение, так и исполнителя. Мужчина плетётся как тень позади, пока его баба прёт как танк, которая, как известно, коня из горящей избы вынесет. Муж нужен для массовки. Вероятно, дома ему отводится роль шахматного короля, которого переставляют с места на место……. Ну это так, если глубоко копнуть. А в целом: внешний вид, выражение лица, манера и содержание разговора. Когда слышу и вижу некоторых соотечественников, думаю:  «Господяяяяя, как же вы сюда попали, и что здесь делаете?»

Август 2015, Одесса
…..Кроме того, здесь полно шариковых полиграф полиграфовичей всех мастей. И даже в офисах солидных компаний на менеджерских должностях сидят люди, с которыми, кроме как о погоде и ценах на еду как бы и поговорить не о чём. Какой там Достоевский с Гоголем! Марк Твен? Хемингуэей? Не, не слышали…..Увы, это факт. Низкий уровень образования характерен для современного общества, на мой взгляд. Собственно, отловить сейчас в Одессе индивидов в возрасте 20-25 лет где-нибудь в центре, возле университетов, - не будут знать, кто такой Кант, например, или какой-нибудь там Ремарк……
Спустя некоторое время, может, через дней десять-четырнадцать, когда уляжется первая волна суеты после лендинга, вы вспомните о том, что у вас осталось на Родине. У меня этот период ещё и совпал с началом календарной осени, т.к. я ещё не перестроилась на местные сдвинутые сезоны. Первое сентября есть первое сентября – это поминки по лету и мысли о скорой зиме. В прошлой жизни я в это время задумывалась, о том, что скоро Хеллоуин, а там уже и до Дня рожденья недалеко. Из года в год на протяжение более десяти лет мы с друзьями отмечали этот пусть и не светлый, зато весёлый праздник. И вот – я в Северной Америке, непосредственно, где Хеллоуин возведён прям-таки в культ. Только со мной нет моих друзей, и отмечать нет с кем. Тем более нет, с кем отметить день рожденья, который наступит незадолго до Нового года. Кто подарит мне цветы в зимний снежный день? Кто скажет искренние слова? В конце концов, с кем напьюсь в этот день?...

Хеллоуин-2014, Одесса
                Ну, праздники праздниками. А есть ещё и трудовые будни, и жизненные коллизии. В Одессе я жила у себя дома, и в принципе-то ничего не нужно было, никакая помощь. Вся жизнь налажена, живёшь себе и живёшь. Парадокс в том, что здесь, в эмиграции, в незнакомой ещё стране, как раз и осознаёшь, на сколько важно иметь людей, или хотя бы одного человека, которому можешь позвонить в любое время суток по любому вопросу. Хоть ночью. Или днём, но со словами: «Слушай, я у тебя переночую/поживу.  Мне надо». В Одессе у меня были такие люди. И главное – были люди, в гостях у которых, я, в самом деле, чувствовала себя как дома. При этом понимая, что никого не напрягаю своим присутствием.
                Кто в Монреале ради меня уберёт бэк-ярд, который не убирался полтора года, и накроет тентом беседку? А мои друзья ради прощальной вечеринки по случаю моего отъезда в Канаду сделали такой подвиг! J Кто проведёт со мной ночь в аэропорту, если надо будет?....А ещё помню, однажды другие друзья прождали меня под «Олимпийским» три часа. Мы должны были вместе возвращаться в Одессу после концерта Мадонны, но у меня разрядился телефон, и я не смогла предупредить, что не еду с ними. Больше всего хотела бы я взглянуть на человека, который поставит мне зубы за бесплатно или по себестоимости здесь, в Монреале. У меня в Одессе есть такой человечище. Хирург от бога, и мой друг детства по совместительству. А в Канаде, прежде, чем ставить зубы, нужно сначала продать почку L
Вообще, я вроде ничего особо хорошего не сделала в этом мире, и порой думаю – за что мне посланы такие друзья? Это не люди, а Человеки с большой буквы. Нас объединяют не только общие интересы или взгляды на жизнь, но и многочисленные совместные события, и долгие годы - десять, а с кем-то и пятнадцать лет…..Крым-Рым в прямом смысле слова…..Даа, одни только маёвки в Крыму чего стоят! Я всегда ценила всех и каждого, но здесь, в эмиграции ещё больше понимаю, на сколько дороги мне люди и человеческие отношения. Мы дружили семьями, дружили домами, я, например, прекрасно знаю родителей моих друзей. Это так здорово, так по-одесски и так по-настоящему. Мама одной из подруг сказала: «Алёна уезжает в Канаду? И что же вы теперь без неё будете делать?» Когда слышу или читаю такие слова типа «Без тебя стало грустно» - становится вдвойне больнее…… L
                Здесь очень важно, чтобы был кто-то, на кого можно положиться, кому можно доверять. Однако все друзья детства, кумовья, близкие люди – остались в Одессе. В этом и только в этом я вижу печаль и сложность переезда. Эмиграция эмиграцией, а душа продолжает жить своей жизнью. Она не имеет ни пола, ни возраста, тем более чужда ей чемоданно-документная суета. Хочется  поделиться личными переживаниями с теми, кто меня понимает, поговорить в целом о жизни,  или просто помолчать ни о чём на кухне за бутылкой коньяка до утра.
Что хочу подчеркнуть – что здесь, в Канаде, собственно, нет  дефицита общения. Можно говорить со всем людьми везде и на всех языках, в том числе и на своём. Кстати, здесь очень часто, буквально каждый день, слышу немецкую речь. Интересно, что немцы здесь делают? Однажды я даже разговорилась с туристами из Баварии на смотровой площадке горы Мон-Руаяль. Да уж, за последний месяц в Монреале я наобщалась с незнакомыми людьми больше, чем за последние несколько лет в Одессе. Это в Украине люди ожесточены, озлоблены и насторожены. А здесь люди всех национальностей более открыты, позитивно настроены, доброжелательны. Но я закрытый человек, и мне не свойственно рассказывать истории своей жизни первым встречным или случайным людям, да и вообще знакомиться я не люблю. Для меня проблема в том, что я хочу видеть и слышать конкретных человеков, говорить со своими и о своём….. Неважно – отрезали руку до локтя, или  по плечо. Неважно, сколько близких у вас осталось на Родине – десять человек или один, болеть будет одинаково сильно. Именно вот этого, определённого человека вам и будет не хватать.


                Вывод такой: нужно переезжать целыми семьями, желательно, одновременно. Или как мы с сестрой. И надо брать с собой своих любимых друзей! Так вам будет легче адаптироваться и обустроиться на новом месте.
Пока что выход из положения я вижу только один – летать хотя бы на новогодние праздники в Одессу. Впрочем, если бы хотя бы одна моя подруга была здесь, со мной – я была бы счастлива. Если кто-то выразит желание жить в Канаде – я сделаю для этого всё возможное…….
                А в остальном – жизнь прекрасна! Человек – это такая скотина, которая ко всему привыкает. Проходит день за днём, неделя за неделей, месяц за месяцем, и кажется, что так было всегда. К тому же, здесь совсем другая жизнь, другая динамика, другие ценности. Если иной раз прокрадываются какие-то грустные мысли – нужно себя отвлечь каким-то занятием. Я, например, ходила играть на уличных пианино и таким образом себя развлекала. Ну, и, конечно, «Кино», «Нау» и «Сплин» - они всегда со мной плейере: в метро я в наушниках……
Желаю всем найти людей, с которыми Вы будете смотреть в одну сторону, которые понимают ваши шутки, с которыми приятно и легко, и на которых можно положиться в любой ситуации.
               
Вид на даун-таун со стороны Старого порта. Когда вижу такие красивые, низко нависшие над городом грозовые облака - мне прям Питер напоминает. Очень красиво. В Одессе таких нет.


[1] Человек человеку волк (лат.)

Комментариев нет:

Отправить комментарий