I just cannot
believe that ! Freeeedom!!!! Учёба, всё…..
Дорогие мои читательницы и читатели,
этот день, который, думалось мне, никогда не настанет, всё же наступил!
Мучительные и самые длинные 4,5 года в моей жизни. У меня в блоге есть истории,
которые я пишу спустя недели и месяцы, но такое событие явно заслуживает
описания по горячим следам. Пока эмоции переполняют. И так – уже с мая месяца.
Пока ещё не пришла в себя и даже не могу поверить, что в сентябре мне больше не
надо в школу, и что теперь можно жить жизнью обычного нормального человека. Просто
жить. Как все.
Сейчас вспоминаю некоторые моменты, и
мне даже не по себе. Просыпаешься в 6 утра, за окном темно. Когда
выходишь на улицу, на автобусную остановку к 7.34, – кругом бело, бушует
снежная буря, снежинки метут прямо в глаза. Или холод в минус 25 градусов. Это
такой, когда ресницы покрываются инеем. Когда видишь такую погоду на сегодня на
своём телефоне, выключая будильник – не хочется даже мизинец левой ноги
высовывать из-под одеяла. Но нет, нужно собирать волю в кулак, вставать из
тёплой постельки, брать рюкзак и топать в университет, присоединяясь к длинному
потоку таких же рюкзаков и шапок, сонных на автомате движущихся из метро к
кампусу Монреальского университета. В некоторые дни только традиционная чашка
кофе из студенческого буфета придавала оптимизма и сил для выгрызания гранита
науки.
Давайте оглянемся со мной назад и
посмотрим в общих чертах, какие круги ада пришлось мне преодолеть на пути к
канадскому диплому бакалавра. И чего только не происходило за эти годы! Сколько
пришлось пережить взлётов и падений, радости и разочарований, через что мне
пришлось пройти. Хочу запечатлеть здесь историю моих приключений для потомков.
ПОСТУПЛЕНИЕ
В декабре 2015-ого я сдала TEF - экзамен
по французскому языку - обязательное условие для поступления. Вступительных
экзаменов или подготовительного года обучения у меня не было – спасибо хотя бы
и на этом. Как ни странно, Монреальский университет любезно принял меня с моими
дипломом магистра Одесского Нархоза. Для поступления потребовалась пачка
документов с переводами, а также результаты экзамена TEF. Правда, это была лишь программа сертификат. На короткие программы берут, если
не всех, то почти всех. Кроме того, не нужно никаких пререквизиций – то есть
дополнительных или подготовительных курсов, которые нередко требуют канадские
университеты, особенно такие как UdeM и McGill. Так что можно сказать, что это был такой лайф-хак –
поступить сначала на сертификат, потому что требования к знанию языка
(результаты TEF) были ниже, к тому же, можно было начать учёбу в
середине учебного года – с января месяца, не дожидаясь 1ого сентября.
ОБУЧЕНИЕ ПО ПРОГРАММЕ СЕРТИФИКАТ
Вы не задумывались над тем, почему не
существует американских сериалов про беззаботную студенческую жизнь? Потому,
что веселье заканчивается в хай-скул, а потом начинается адский ад адович адов,
если человек решился поступить в университет. Среди моих читателей и
читательниц есть те, с кем мы когда-то учились в одном ВУЗе, или же просто
люди, которые закончили университеты в Украине. Так вот - this has nothing to
do с процессом обучения в Канаде. У меня в Канаде за мои студенческие годы было
0 процентов веселья и 100% стресса, и так от начала до самого конца – лишь с
перерывами на каникулы.
Итак, первые 1.5 года я училась на
факультете Continuing Studies, в нашем понимании - на вечернем факультете,
предназначенный для работающих студентов, которые хотят улучшить или увеличить
свои знания, чтобы продвинуться в карьере. Это был период парт-тайм (частичная
занятость), или 2 курса в неделю. У меня многие спрашивали – но ты же учишься
заочно, значит это дистанционно или только приходишь на сессию пару раз в год?
НЕТ! Такой заочной системы, как в Украине – в Канаде не существует. Даже, если
ты взял 1 курс – этот 1 курс будет проходить каждую неделю, и нужно физически
приходить на занятия в университет раз в неделю в течение всего триместра. Если
ты учишься фул-тайм – это значит, ты взял 4-5 курсов, и занятия проходят каждый
день. Правда, в зависимости от расписания можно уместить и 2 лекции за день,
технически иногда это возможно, хотя на когнитивном уровне довольно сложно, ибо
лекция длится около 3х часов с перерывом.
Этот, начальный период был отчасти самым
лёгким, но и самым сложным. Я приехала в Канаду с базовыми знаниями
французского языка, я могла поддержать элементарную беседу, могла сдать экзамен
(на минимально проходной балл). Но моих парле франсэ было явно недостаточно для
обучения на юридическом факультете. Первые два семестра у меня под конец лекции
болела голова, потому что приходилось напрягаться, чтобы понять, о чём вообще
идёт речь, и, не говоря уже о том, что понимала я не 100%, а 80-90% от того, о
чём рассказывает преподаватель. Наличие непонятных слов, поверьте мне,
напрягает и, мягко говоря, не помогает в жизни.
Ещё хуже дело обстояло с чтением учебников.
Первые полгода я читала в компании с Гугл-переводчиком, поэтому скорость чтения
была ни к чёрту. Чтобы осилить то, что сейчас я читаю за 50 минут-час, мне
требовалось три часа. Приходилось вновь и вновь перечитывать абзацы, потому что
я не понимала смысла. Так, для меня это было то же, как обучение фул-тайм, ибо
на подготовку к экзаменам мне требовалось в разы больше времени, чем норма.
О-да, экзамены. В Канаде не существует
сессии в традиционном понимании, как в Европе – зато здесь сразу ДВЕ сессии. В
середине триместра и в конце. Материал делится на две части, в середине
проверяют половину, а в конце – либо вторую половину, либо сразу всё, и тогда –
пиши, пропало!!! Трудно объяснить людям, которые через эту систему не
проходили. Но думаю, достаточно сказать о том, что в Монреальском университете
во время сессий (период в 2 недели) БИБЛИОТЕКА ОТКРЫТА КРУГЛОСУТОЧНО, и там
забронированы все места и кабинетики для работы. Библиотека на этот период
превращается в адское чистилище для неокрепших студенческих мозгов.
И - нет, в Канаде нет понятия подкупа
преподавателя, договорного экзамена. Нет и возможности как-то через
администрацию «достать» экзаменационные задания заранее. Кроме того, нет как
таковых экзаменационных вопросов, по которым можно готовиться. Есть просто
глобальные темы – темы каждой лекции или параграфа в учебнике. Поэтому готовить
нужно ни много, ни мало, а ВСЁ. Списать на экзамене довольно проблематично,
потому что могут присутствовать контролёры, замаскированные под студентов. К тому
же, задания в большинстве своём такие, что списывать как бы и не получится –
вопрос не на изложение материала, а скорее, на решение какой-то конкретной
задачи.
Но и это ещё не всё. Лично для меня
экзамены хоть и были довольно стрессовыми, но не самыми сложными этапами в
процессе. В конце концов – пришёл, написал, сдал – и перекрестился. Самый треш
– это командные работы. Почти каждый курс содержит в себе эти чёртовые, мать
их, командные работы, и все студенты до одного, их отчаянно ненавидят. Даже
сами канадцы. Что уж говорить про меня, человека из эмиграции? Идея в основе –
благая, но такими идеям вымощена дорога сами знаете куда. Чтобы было весело,
чтобы учились вместе работать, и чтобы в итоге получить общую оценку по
справедливости. Якобы так, как и в реальной жизни. Так, если один участник
команды ничего не написал, значит, на двойку поработал, второй что-то написал,
так себе – на троечку с натяжкой, а третий – усердный студент сделал свою часть
на «пять», значит, в итоге нужно сдать то, что есть, и получить что-то около
«трояка». Но такой расклад несправедлив для студентов, которые стараются и
хотят преуспеть. И почему такой человек должен получить «трояк» в диплом просто
из-за балбесов, которые, может, вообще, бросили учёбу в итоге? Поэтому в
реалиях система работает так, что из команды в 3-6 человек работают только 1-2,
и всегда есть люди, которые не делают ничего. И, несмотря на хвалёное канадское
стукачество, здесь не принято сообщать преподавателю, что коллега по команде
никак не участвовал. Сам будешь дураком. В 90% случаев фамилии всех участников
просто вписывают в общую работу. Вот да – это такой лайф-хак, как можно на шару
проскочить. Университет и заинтересован в этом, чтобы слабые студенты учёбу
сразу не бросали, а потянули как можно дольше. С другой стороны, задания порою
очень сложные и объёмные, и некоторые студенты и в самом деле понятия не имеют,
как их реализовать? То есть не участвуют
не потому, что не хотят, а просто физически, точнее, интеллектуально – не
могут. Но лично меня удивляло другое – многие мне даже «спасибо» в Фейсбуке не
писали, когда получали 20 баллов из 20 или 28 из 30 за выполненную мною
полностью работу! А работы были объёмные, рассчитанные на команду, и мне одной
приходилось тратить десятки часов, чтобы подготовить всё в одиночку!....
Словом, «командные» работы – это
настоящая боль. Лишь однажды мне удалось слёзно умолить преподавательницу
разрешить мне делать работу самостоятельно, потому что сразу 4 работы я бы не
пережила, я бы умерла просто-напросто. Справедливости ради скажу, что пару раз
мне попадались толковые одногруппники, но это было не более 3 раз за всё время…
После полутора первых лет оказалось, что
знаний катастрофически не хватает, я успела лишь получить некое общее базовое
представление о моей будущей профессии.
Кроме того, мои поиски работы по специальности были тщетны. Сертификат не
производил впечатления на потенциальных работодателей, звонков в ответ на моё
резюме вообще не поступало…..
ПРОГРАММА БАКАЛАВРИАТА
Так, в сентябре 2017ого года cтартовал для меня следующий этап. Я перевелась на
программу бакалавриата. И тут и началась самая жесть. Во-первых, оказалось,
вопреки рекламе на сайте, что занятия проходят днём, а вечерних курсов практически нет. Во-вторых, теперь я
была помещена в совсем другую среду. 90% студентов и студенток – это местные
канадцы-квебекуа в возрасте 19-23 года, вчерашние выпускники школ (точнее
колледжей, но не суть). Стоит ли говорить, что я чувствовала себя, мягко
говоря, не в своей тарелке, ведь в Украине я уже практически доучилась до
стадии преподавателя во время моей учёбы в аспирантуре. «Я – такой себе без
пяти минут профессор – что я здесь делаю, за одной партой с детьми?!!!» Это
внутреннее возмущение не покидало меня вплоть до прошлого года, когда в моём
сознании случилась вспышка, и я, наконец, поняла, что НИЧЕГО не происходит просто
так. Если жизнь тебя прогоняет по «университетам» в прямом или переносном
смысле – это просто значит, что ты чего-то не выучил. Как в фильме про день
сурка.
В-третьих, надо было как-то работать,
чтобы платить по счетам, в том числе и за учёбу. В тот год, ребята, мне
пришлось и учиться и работать фул-тайм. Я нашла свою вторую работу снова в
кол-центре. День у меня проходил в 2
этапа: утром – школа, после обеда – работа до поздней ночи - до 21.00 и даже до 23.00. Возвращалась домой - и до часу-до двух ночи готовила бесконечные проекты или читала учебники. Поначалу у меня совсем не было
выходных, была учёба по субботам и работа по выходным. Правда, признаюсь,
что мои труды, а также материальные лишения, были вознаграждены: я получила
безвозмездную стипендию от государства в размере более 8 000 кад, и это не
считая кредитов.
На середине обучения со мной
приключилась крайне неприятная ситуация, когда мои коллеги по команде были
совсем неадекватными и недоговороспособными. Возник конфликт, я абсолютно не
знала, как урегулировать происходящее, я была на грани нервного срыва, и я
просто бросила курс, и получила провал в аттестат. В первый и последний
раз в моей жизни. Это был огромный стресс для меня, вся эта история. Я пережила
настоящий эрассмент – коллеги по команде писали гадости в Фейсбуке, что мне не
хотелось его открывать. А тут ещё и преподаватель попался молодой и
принципиальный, который абстрагировался и никак и ничем не хотел мне помочь.
Это была настоящая эпопея, в которой я столкнулась с оскалом бюрократии и
некомпетентными и вовсе невежливыми сотрудницами разных отделов университета,
которые призваны студентам помогать, но на самом деле плевать хотели и на
студентов и на их проблемы. Я дошла до декана факультета. За одно был повод
познакомиться, ибо в Канаде обычно декан – не такая популярная личность, как в
Украине. Этот инцидент меня сильно подкосил, и в тот момент я даже думала всё
бросить, и очень жалела, почему поступила именно в UdeM….Моё дело рассматривало специальное бюро по эрассменту, которое, правда,
было создано в Монреальском университете спустя полтора года после этих
событий. Таким образом, эту историю мне пришлось пережить, а затем, спустя
почти 2 года возобновить в памяти снова, что было очень неприятно, но мой
диплом был под угрозой. Я так и сказала – что мне нужно acсomodement – то есть
адаптированный подход, иначе я не сдам этот курс negociation collective. Если проваливаешь
второй раз один и тот же курс – диплом не получаешь. Слава богу, всё обошлось.
Боженька – не фраер, всё видит. Препод, который мне насолил своим бездействием,
был уволен и отправился в другой университет (не знаю, по своей воле или нет).
Этот факт кардинально менял дело. К тому же, во второй раз мне попались
одногруппники получше, хоть и звёзд с неба не хватали, но без претензий ко мне
и с позитивным настроем. Да, снова пришлось процентов на 70-80 всё делать самой,
но эти хотя бы не обзывались и не говорили мне гадости.
СЕМЕСТР ВО ФРАНЦИИ ПО ПАРТНЁРСКОМУ СОГЛАШЕНИЮ
Один из этапов моего многолетнего обучения – это семестр
во французском университете. Я училась в Университете Тулуз I Капитоль на факультете права, с
которым у моей школы заключён двусторонний договор. Надо сказать, что это была
самая приятная часть из всей эпопеи. Во Франции не было никакого напряжения, не
нужно было зубрить и заучивать, не было промежуточной сессии, несколько письменных
экзаменов, и командные работы – ну да, тоже пришлось как-то взаимодействовать с
французской молодёжью. Я в итоге получила хорошие оценки, но они в канадский
диплом не пошли. Французская система образования, а частности, оценивания,
кардинально отличается от канадской, поэтому Монреальский университет
предпочитает на заморачиватся с пересчётом. Главное в зарубежном обучении – это
сдать экзамены на минимальный проходной балл. Таким образом, стресса в связи с
оценками вообще не было. Кроме того, часть курсов я вообще посещала как вольный
слушатель. Это были курсы, которые мне были интересны из любопытства, но не в
рамках программы. Так, я учила юридическую этнологию, гражданское и семейное
право. Вообще, я поняла, что право меня очень интересует как наука, и это было для
меня открытием за рубежом. В Украине я отродясь юридическими дисциплинами не
интересовалась и даже не предполагала, что меня эта тема может увлечь.
Кроме того, на юге
Франции чудесный, мягкий климат. В то время как зима 2018-2019 года была самой
холодной за последние годы с ледяными дождями, снегопадами и бурями – у меня
хватило ума и находчивости вырваться из Канады на этот период и пересидеть его
во Франции, в тепле, где зелено круглый год, и поют птички. Вернулась в Канаду
я уже летом, когда стояла жара.
Помимо путешествий по
Франции, я успела ещё и посетить другие европейские страны, некоторые из них –
впервые в жизни. Я побывала в 26 французских городах, в 5 столицах и в 6
странах.
В целом, само по себе обучение
во Франции было вовсе несложным, а наоборот. Однако мне потребовался почти
целый год, чтобы сделать возможным это дорогостоящее и важное мероприятие. В
конце января 2018-ого я посетила первую информационную сессию от Международного
дома (так называется специальный департамент, отвечающий за международные
связи). В конце декабря – на собственный
день варенья я получила паспорт с французской визой типа D, а в начале января 2019ого я
погрузилась на самолёт, чтобы отправиться в самое увлекательное путешествие в
своей жизни, после которой она уже никогда не будет прежней. Мне потребовалось
собрать пачку документов для университета, потом ещё пачку для посольства.
Отмечу, что и для самого лишь участия в программе обмена необходимо было
удовлетворять целому ряду критериев: обучаться фул-тайм, иметь хорошую
успеваемость, и другие. Тут вот мои нечеловеческие усилия окупились сполна – не
зря я училась и работала фул-тайм одновременно. За счёт этого факта я смогла
поехать по обмену, а для реализации этого проекта я получила стипендию от
Министерства образования Квебека, а также от неправительственного фонда
мобильности молодёжи. Всё это требовало инвестиций времени, сил, энергии.
СТАЖИРОВКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
Та-дам! Финиш!
Последний рывок на этом марафонском забеге. Стажировка по специальности длиной
в 14 недель. Очередной виток ада, друзья и подруги! Причём он, в свою очередь,
состоял из нескольких этапов. Как минимум из двух – поиск стажировки и сама
стажировка.
По возвращению из
Франции летом 2019-ого года мне нужно было срочно искать работу, ибо денег не
было совсем. Летом, надо отметить, появляется немало предложений для студентов,
короткие временные контракты на различные проекты в разных профессиях, и в том
числе в HR.
И я, по наивности и по простоте душевной надеялась, что найду работу до конца
2019-ого года, там же останусь стажироваться с января 2020-ого, а затем и
продолжу работать, если всё будет хорошо, ведь я умею себя зарекомендовать как
отличный специалист и добросовестный сотрудник! Три раза «ха-ха». Не тут-то
было. Боженьке было угодно, чтобы я
прошла все этапы, все круги ада, все витки, не перескакивая ни через один. Так,
в последний год обучения я пережила всё: и возвращение в осточертевший
кол-центр доработать проект, и безработицу по окончанию короткого контракта, и
неоплачиваемую стажировку по специальности без перспектив трудоустройства.
И только лишь потом, когда всё перипетии закончились – по окончанию учёбы
- я смогла, наконец, устроиться на
оплачиваемую работу по специальности, но ни днём раньше!
Впрочем, скажу, что летом
2019-ого я вплотную подошла к работе своей мечты, у меня были успешные
телефонные интервью, а также собеседования в офисе. Ещё бы 2-4 недели, и, не
исключено, я бы нашла работу в сфере рекрутинга или HR. Но, как я уже упомянула, у меня
не было ни копейки денег, нужно было платить по счетам, да ещё и погашать долги
по кредитным картам – поэтому просто не было времени дальше искать. Так я
вернулась в свой кол-центр.
А осенью началась гонка
за стажировками! На моём потоке нас было 120 человек и около 200 предложений стажировок.
НО. Качественных стажировок – в престижных и хорошо оплачиваемых местах - было
не более 10-12, и конкурс только из моего факультета составлял по 30 человек на
одно место. Было два тура, первый вообще прошёл впустую, а второй – с
собеседованиями, но без офферов. Где-то тянули с ответом, где-то отказали,
где-то уже было согласились, но потом закрыли проект. Сказать, что я была в
отчаянии и стрессе – не сказать ничего. Я звонила маме и спрашивала, что
делать, как быть, неужели всё накрывается, и придётся резко менять планы и
переносить стажировку аж на следующее лето. Мама как в воду глядела и говорила,
что нужно дожимать сейчас. И я пошла качать права в университет, благо в Канаде
и здешних структурах такая возможность зачастую имеется. На каждом факультете
есть как минимум один сотрудник, отвечающий за стажировки и стажёров. И надо
сказать, этот сотрудник проникся моей проблемой и реально мне помог. Он решил
действовать незамедлительно и без раздумий – просто разослал моё резюме всем
партнёрам подряд. И это сработало! Так, я вскочила в самый последний вагон и
самая последняя из всей когорты, уже после дед-лайна, не задолго до рождественских
выходных, получила заветный оффер! Всё,
можно было со спокойным сердцем лететь в Калифорнию на каникулы!
Со стажировкой в итоге
тоже всё не было так гладко, конечно же. Нужно было как уж на сковородке – и
отношения хорошие сохранить, чтобы мне написали хороший отзыв, выставили оценку
и дали рекомендации. С другой стороны, нужно было преследовать свои цели и
сделать так, чтобы мой стаж был максимально качественным и наполнен не
административной рутиной вбиванием данных в таблички Excel, а участием в проектах и жизни
отдела. И не говоря уже о том, что стажировка мне досталась неоплачиваемая, с
небольшой лишь компенсацией на проезд и ланч. И нужно было урезать свои расходы
и как-то выживать – и так, затаив дыхание в ожидании апреля месяца и надежде
найти работу как можно скорее по окончанию 14 недель рабства. Да, узаконенное рабство – так и не иначе я
могу назвать стажировки в Канаде. С одной стороны не платят, с другой стороны,
ты связан по рукам и ногам, ибо без
этого стажа ты не получишь диплом. К тому же, не только тебе не платят, но ещё
и ты платишь в кассу университета за то, что ходишь на работу и стажируешься.
ВИШЕНКА
НА ТОРТЕ – COVID-19
Ребята. Ну что вам
сказать? Хочешь рассмешить бога – расскажи ему о своих планах. Знаете, я,
конечно, расстроилась, но не очень-то удивилась, когда в пятницу 13-ого марта в
Квебеке, как и в других провинциях Канады объявили пандемию. Моя жизнь в 1985-м
году началась с перестройки в СССР, продолжилась лихими 90ми и далее по тексту.
Неудивительно, что конец моей юности, год перед тем, как я покину статус молодёжи и
перешагну рубеж в 36 лет – ознаменовался
общемировой пендемий и страшным экономическим и социальным кризисом. Как
говорится, никогда такого не было – и вот опять.
Сказать, что я была в
шоке, в ужасе и сильно расстроилась – это слабо сказано. На той злосчастной
неделе я только начала рассылать резюме в поисках работы – и вдруг по всей
Канаде от моря до моря, включая провинцию Квебек, прокатывается волна массовых
увольнений и уровень безработицы взлетает до рекордного уровня, невиданного за
последние три десятка лет. Первые дни я не могла ни на чём сконцентрироваться,
ни на учёбе, ни на работе, только мониторила ситуацию, следила за всеми
новостями и слушала прямые трансляции выступлений премьер-министров Квебека и
Канады. Затем пришлось себя взять в руки и действовать решительно. О том, как
я пережила кризис COVID-19,
стоит рассказать отдельно, конечно же, но стресс был колоссальный.
Так, последние 6 недель
моего диплома бакалавра мне пришлось доучиваться дистанционно. Мне относительно
повезло, потому что в силу того, что моя стажировка не оплачивалась,
руководству было по большому счёту всё равно, поэтому 4 недели я стажировалась
на дистанции. Правда, мне не дали доступ ко всей системе полностью, потому что
лицензии у них были платные и ограниченное количество, отнюдь не на весь
персонал. Впрочем, у меня был корпоративный номер телефона, доступ к MS Office, я посещала конференции и митинги
в Zoom
и
Teams.
В это время я большей частью работала над своим проектом, и хорошо, что мне
требовались большей частью внешние ресурсы, чем внутренние. Хотя, конечно же,
качество моей стажировки, очень сильно пострадало. Уже не было возможности пообщаться
и встретиться с коллегами, с которыми я планировала, почти не было командных
митингов или консультаций, которые я собиралась выдавить из своей директрисы.
Повлияло оба фактора – и работа на дистанции, но большей частью состояние чрезвычайного
положение и кризиса, в который впали почти все без исключения организации в
Канаде и по всему миру. Сами понимаете, в такой ситуации – коучинг стажёров –
это последнее, чем будут заниматься руководители, да и рядовые сотрудники.
Поэтому подавляющее количество стажёров, в том числе, моего факультета, были
просто-напросто уволены незамедлительно.
Помимо стажировки, у
меня было два теоретических курса, их с горем пополам тоже пришлось досдавать
он-лайн. Слава богу, он-лайн экзамен в режиме реального времени прошёл удачно.
За него я очень волновалась, ибо такой опыт был у меня впервые. По сути,
произойти могло всё, что угодно – отключение электричества, неполадки со связью
Интернет или просто подвисание компьютера. Техподдержки не было, что ж, хорошо,
что всё хорошо закончилось, ибо попытка была дана нам лишь одна.
В завершение, злобный
преподаватель, руководитель стажировок, ответственный за проверку отчётов и
проектов стажёров, в июне-месяце, когда, казалось, всё было позади – испортил
мне настроение. Поставил мне трояки за обе работы. Вот это был настоящий удар в
спину, который я не ожидала. Он мотивировал такой низкий балл тем, что вместо 12 страниц с полуторным интервалом я
написала 12 страниц одинарным интервалом. Намного больше, чем он требовал.
И ещё пару пунктов, но довольно невнятных. В то время, как я в поте лица
работала как над отчётом, так и над проектом, и получила очень хорошие отзывы
от многих коллег своей организации, и от моих сотрудниц в отделе HR, и от своей руководительницы. Это
Канада, детка. Чужая страна. В любой момент ты можешь пережить культурный шок,
даже, когда уже думаешь, что просекла всё и полностью. Впрочем, за структуру он
мне поставил десять из десяти. Структуру я просекла, а по существу было что-то
не по его вкусу. Причём сначала он поставил оценку А, и только потом я увидела B+ на портале, потому что он решил
пересмотреть все оценки. Не исключено, что просто в тот день пожилого
профессора укусила какая-то муха, он решил перепроверить работы, которые и без
того проверял 2 месяца, и он всем понизил баллы. По опросам коллег, так и было,
потому что не только я получила “С”, а и другие студенты. Спасло только то, что
от руководительницы, которая меня стажировала в организации, у меня была оценка
A+.
***
Вуаля! Вот, собственно,
краткое изложение всех моих перипетий на пути к диплому. Ещё забыла сказать,
что вместо 90 кредитов я сделала все 102, потому что меня нагрузил университет
взять два обязательных курса французского языка. Вдобавок к этому, я брала ещё
один курс по арбитражу летом, просто ради того, чтобы мне засчитали фул-тайм и
заплатили денежку. И, наконец, курс коллективных переговоров мне пришлось
пройти повторно, потому что первый был провален. Таким образом, вместо трёх лет
или хотя бы четырёх, как должно было быть, у меня ушло целых 4,5 года. У меня в
аттестате весь спектр оценок – от échec
до
«A+», но средний балл,
который здесь называется MPC
–
moyenne
pondérée cumulative у
меня очень высокий – 3.6 из 4.0 возможных. Средний по больнице у нас около 3.0,
а по некоторым предметам и того меньше. Преподы в моей школе не очень щедры, а
экзамены – сложны. Большинство оценок у меня А и А+, и нередко выстраданные А-
или 80 баллов из 100. Впрочем, всё это сейчас уже, когда я работаю, и не особо важно.
Но мне было важно в принципе выучить то, что нужно выучить. Ну, и хотела
доказать себе за одно, что в канадской системе тоже можно получать отличные
оценки, хотя это намного сложнее, чем в постсоветской. И как ни странно – я помню
многое из того, что прошла в универе четыре и три года назад. Однажды усвоенное
остаётся в памяти надолго…..
Это был путь
увлекательный и интересный, но не могу сказать, что я бы кому-то его
рекомендовала. Хаха. Хотя…. Здесь, главное, реально оценивать свои силы, и
понимать, что придётся нелегко. Точнее, тяжко. Очень тяжко. С другой стороны.
Ну кого я обманываю? Не проходило и недели, а, может, и дня, когда бы я ни шла
в школу или со школы с усталостью, но и с чувством благодарности и радости.
Ведь на моём месте хотели бы оказаться сотни тысяч, а, может, и миллион людей.
Учиться в престижном университете в такой хорошей стране, слушать интересные
лекции в тёплом и светлом помещении, и, в общем-то, больше ни о чём не думать. И да, нужно сказать, что практически все до одного предметы и курсы, которые я изучала за исключением одного-двух, были очень интересными. А преподаватели - это отдельная история. Каждому второму преподавателю или преподавательнице я писала благодарственное письмо по е-мейлу. Среди профессорско-преподавательского состава Монреальского университета очень много компетентных специалистов, которые с удовольствием преподают, и присутствовать на их лекциях чрезвычайно интересно. Что ж, студенческое
время – это самое беззаботное время в жизни, и я из тех счастливиц, кому
удалось растянуть свою учёбу на огромное количество лет и в разных странах.
На этом и сказочке
конец, а кто прочитал – тот молодец! Есть ли у меня в планах ещё учиться? В
ближайшее время – точно нет, ибо у меня совсем другие проекты. В то же время, я
вовсе не исключаю такой возможности. Всё будет зависеть от обстоятельств и
необходимости. Правда, на французском языке я учиться больше точно не хочу. И в
Канаде, если честно, тоже. А вот на английском, и в Калифорнии – то почему бы и
нет? Время покажет. Да что там, мне и самой интересно, куда меня занесёт моя
любовь к университетам?
До новых встреч, друзья
и подруги! Желаю всем весёлых и насыщенных каникул и отпусков!
P.S.
А вот ссылки для тех, кого интересуют подробности моих приключений на пути к диплому, про учёбу в деталях можно почитать здесь :
Поступление в Монреальский университет
Университетское образование в Канаде
Учёба в Монреальском университете: горек гранит науки
Университетское образование в Квебеке: так платное или бесплатное?
Окончание сертификата и поступление 2.0
Как работать фул-тайм в Канаде, будучи студентом фул-тайм?
Как поехать на учёбу по студенческому обмену из Канады?
Моя учёба во Франции на программе Master 2
Кумулятивный бакалавр: что это такое и с чем его едят?
P.S.
А вот ссылки для тех, кого интересуют подробности моих приключений на пути к диплому, про учёбу в деталях можно почитать здесь :
Поступление в Монреальский университет
Университетское образование в Канаде
Учёба в Монреальском университете: горек гранит науки
Университетское образование в Квебеке: так платное или бесплатное?
Окончание сертификата и поступление 2.0
Как работать фул-тайм в Канаде, будучи студентом фул-тайм?
Как поехать на учёбу по студенческому обмену из Канады?
Моя учёба во Франции на программе Master 2
Кумулятивный бакалавр: что это такое и с чем его едят?
Ваша Одесситка в
Монреале.
Большая молодец!!! Столько пережить ух.
ОтветитьУдалитьДа, групповухи это отдельная тема. у меня был опыт, когда мы выгнали одну девицу из команды, т.к. у нее каждый день была новая отмазка, почему она ничего не сделала. И был очень положительный опыт работы с командой, что мы даже курсы потом брали вместе, чтобы работать вместе.
ОтветитьУдалитьПоздравляю!
Замечательная новость! Отличной вам работы!
ОтветитьУдалитьБлагодарю!
УдалитьПока народ рьяно доказывает, как депрессивно зимой в Ванкувере, мы живем и радуемся здесь жизни)). Не болеем и жалеем тех, кто страдает летом и зимой в восточной части Канады. Читаю этот блог и все жду, ну когда же будет позитив?! Все 7 лет у меня какая-то другая Канада, честно.
ОтветитьУдалитьРада за вас! Но лично мне становится не по себе, когда вижу цены на аренду и покупку жилья в Ванкувере. Так что даже, если там Настоящее эльдорадо, оно мне, к сожалению, не по карману. Так что можете дальше не читать- бросайте это бесперспективное занятие- позитива не будет. :) ;)
Удалить