воскресенье, 3 сентября 2017 г.

Снова в школу! Окончание сертификата и поступление в UdeM 2.0


Вот и начался новый учебный год 2017-2018, с чем всех и поздравляю – мам и пап первоклассников, а также тех, кто работает в сфере образования и, конечно же, тех, кто самостоятельно отправился сидеть за партой, как, к примеру, я. Товарищи, это наш с вами праздник!
Кстати, в феврале этого года Монреаль занял первое место в рейтинге, став лучшим городом для студентов в мире, отодвинув на строчки ниже такие столицы мира как Лондон и Париж. 
Вообще, я всегда, каждый год, накануне 1 сентября ощущаю праздничное и необычное настроение – даже те пару лет жизни, когда я не была ни школьницей, ни студенткой, ни аспиранткой – всё равно на душе было радостно и грустно одновременно и очень хотелось в школу. Наверно потому, что я из учительской семьи. Вот моя мама уже много лет как на пенсии, а годы по-прежнему меряет с сентября по июнь.
Конец августа. По моей улице уже снуют толпы вновь прибывших студентов. Школоту – тех, кто только что приехал и поселился в  кампусе, видно издалека по перепуганным лицам, а в очереди супермаркета их легко опознать по отсутствию членской карточки. И мне этот период перед началом нового учебного года напоминает мои первые дни на канадской земле два года назад. Правда, тогда я ещё не была студенткой, а приехала в качестве нового иммигранта. И пошла не в университет, а по всяким иммигрантским сервисам на различные курсы для ньюкамеров. На учёбу в университет я поступила полгода спустя, начав учебный год с января месяца. Это далеко не первый мой пост про образование в Канаде, и, думаю, не последний, ибо тема обширная и актуальная во все времена. Однако подчеркну, что этот учебный год для меня необычен и примечателен, т.к. ознаменован началом в своём роде нового этапа.


Да я и сама не думала, что  жизнь так повернётся. Ровно 15 лет спустя после первого раза меня посвятили в студентки второй раз. Посвящение в Монреальском университете – это, конечно, громко сказано. Никаких гимнов, песен и плясок, а так, скромненько. И называется мероприятие соответствующе «Завтрак с ректором». Куда же без хавчика? Всем наливали кофе и раздавали дармовые яблоки, а также чашки с логотипом университета на халяву. Ректор пожимал студентам руки на входе, потом сказал приветственную речь, в завершение - фото на память – и разошлись тихонько по домам. В моём родном одесском универе всё было совсем иначе: совершенно грандиозное событие, которое помню до сих пор. Ярко, шумно, весело, торжественно. Мальчики пришли в белых рубашках, а девочки – в мини-юбках. И я тоже. В другой стране и полтора десятка лет спустя всё по-другому. Девочки и мальчики одеваются одинаково – в джинсах, кедах, батниках, футболках и джинсовых куртках. Причём, знаете, какой сейчас писк моды среди молодёжи? Девушки носят такую одежду, как в перестроечные времена моего детства: джинсы с завышенной талией и эти куртки безразмерные с широкими плечами. Я такое смогу натянуть на себя разве что под дулом пистолета. Поэтому у меня прикид, судя по всему, старомодный. И что я вообще здесь делаю, среди этой иностранной школоты? – напрашивается вопрос.
Ну, обо всём по порядку.



ОКОНЧАНИЕ СЕРТИФИКАТА

Вот так вот на удивление быстро и незаметно, ребята, я окончила программу certificat en relations industrielles, которая состоит из 10 курсов или из 30 кредитов (1 курс = 3 кредита). Я училась на частичную занятость, то есть en temps partiel в режиме 2 курса за триместр. Однако два лета подряд я брала дополнительно летний триместр, в который записывалась тоже на 2 курса, несмотря на то, что это было довольно напряжно из-за возрастающей в два раза интенсивности. Ведь летний триместр длится с 1 мая по 20 июня, то есть в два раза меньше обычного, а учебный материал – тот же, который рассчитан на стандартный триместр в 15 недель. Обычно местные студенты таким экспресс-методом побыстрее закончить программу пренебрегают: летом мало, кто из студентов хочет учиться, а из преподов – немного тех, кто хочет работать. Таким образом, я сделала этот сертификат за 1,5 года – с января 2016 по июнь 2017. Но если учиться на стационаре, то есть temps plein, к примеру, взять 4 курса осенью, 4 зимой и 2 летом, или 5 курсов осенью 5 курсов зимой, тогда у вас уйдёт меньше времени, то есть сможете окончить эту программу в течение одного учебного года.
Сертификат – это одна третья часть диплома бакалавра, который включает в себя 90 кредитов. Для чего он нужен и с чем его едят? – спросите вы. Сертификат, конечно, это очень мало, и, как вы видите, пролетает очень быстро. Оглянуться не успели – бац, и конец. В рамках программы «сертификат» дают базовые знание в какой-либо отрасли. Это не диплом в прямом смысле слова, это сертификат. Нужно иметь к чему его приложить, в противном случае, он имеет не очень много смысла. Скажем, у вас уже есть некое высшее образование. К примеру, предпринимательство. Вы можете сделать сертификат по международной кооперации – чтобы расширить свои знания, приобрести навыки в более специфической или смежной области. Ваша специальность по диплому – филолог французского языка. Можно усилить, дополнить свой диплом, сертификатом по английскому языку. Короче говоря, вариаций на тему – великое множество, т.к. каждый университет предлагает десятки всевозможных коротких программ обучения.
Так, получается, первая схема: дополнить уже имеющийся диплом чем-то родственным, специализированным и востребованным на рынке труда Канады. Возможен второй путь. У вас  уже есть какой-то диплом и некая специальность, приобретённые на Родине, но вы либо не можете, либо не хотите, либо и не хотите и не можете продолжать этим заниматься в Канаде. Пример: врач, юрист и др. Вы хотите начать работать в какой-то совсем новой для себя отрасли и как можно быстрее. Для этого вам потребуются а) базовые знания в этой отрасли б) корочка об окончании учебного заведения по соответствующей специальности. Так, вы можете сделать сертификат по информатике и начать работать в сфере веб-дизайна, к примеру. Как видите, наличие таких коротких программ в канадских ВУЗах – несомненный плюс. С одной стороны, вы получаете образование. С другой стороны, вам не нужно долго и нудно сидеть за партой от звонка до звонка заново целых пять лет, не надо и трёх. Достаточно одного года – и вуаля, вы – дипломированный специалист. Другое дело, что знаний вам будет катастрофически не хватать, а при трудоустройстве вам придётся конкурировать со всем остальным народом, в том числе с теми, у кого полноценный диплом бакалавра и опыт работы. Но это совсем другая тема для разговора, и особенности рынка труда мы пока оставим в стороне.
Есть ещё и третий путь. Он совсем мудрёный и для нас непонятный, поэтому на эту тему я, пожалуй, напишу отдельно. Третья схема использования сертификата – это bac par cumul или накопительный бакалавр. Такая себе игра под названием «собери три сертификата – получи диплом бакалавра».
Что касается меня, вашей покорной слуги, то, как вы поняли, я не ищу лёгких путей. Я пошла по четвёртой схеме, которая, сразу скажу, не является стандартной, а представляет собою исключение из правил. Сертификат – это самодостаточная программа, закончил – гуляй, Вася. Но в данном конкретном случае мой факультет, а именно Ecole de relations industrielles предлагает выпускникам программы такую опцию: возможность зачисления на бакалавра с трансфером (перезачётом) всех курсов, которые вы сделали для сертификата. Правда, это возможно лишь на конкурсной основе при наличии хорошего dossier scolaire[1] и высокого среднего балла (не менее 3.0, что означает по-нашему все «четвёрки»). Значит, в редких случаях сертификат может стать частью вашего пути к специализированному диплому бакалавра.
Какие же предметы/курсы дают в рамках программы? Я не знаю, какие курсы преподают на сертификате по информатике или испанскому языку – для этого сайт вашего ВУЗа вам в помощь, там расписаны все программы и курсы довольно подробно. Но, чтобы удовлетворить ваше любопытство, могу привести в пример список тех курсов, которые успела пройти я по программе relations industrielles – так здесь называется междисциплинарная наука, которая изучает управление персоналом и всевозможные вопросы, связанные с трудовыми отношениями. Сорри, без дословного перевода, т.к. на русском некоторые названия прозвучат нелепо, так же, как звучат на иностранных языках названия предметов из наших украинских, российских или других дипломов. Впрочем, для тех, кто знает английский, полагаю, что примерно понятно, о чём идёт речь – слова-то похожи, особенно на письме J
Introduction aux relations industrielles (введение в специальность)
Gestion financière appliquée aux relations industrielles (управление финансами)
Gestion des ressources humaines (управление персоналом)
Formation et développement des ressources humaines (управление развитием персонала)
Approche juridique en relations industrielles (юридические аспекты I)
Aspects juridiques du lien d'emploi (юридические аспекты II)
Rapports collectifs du travail (юридические аспекты III)
Comportement organisationnel (психология труда)
Emploi et salaire (основы микроэкономики)
Rémunération (управление заработной платой)
Вот перечислила это всё, и прям самой не верится – неужели я прошла все эти курсы и сдала столько экзаменов??? Вкупе более 20, т.к. на каждом курсе минимум два экзамена плюс иные формы контроля (домашний экзамен, командная работа или ещё что-то). Мой средний балл составляет 3.6 – это очень хорошо, т.к. 8 из 10 оценок у меня «А-», «А» или даже «А+». Как я это сделала? Было, конечно, нелегко, но и не так, чтобы совсем трудно. Нет ничего невозможного, если поставить перед собой чёткую цель и наметить план выполнения. Скажу ещё, что в любом деле – главное втянуться.
Основную сложность для меня представлял язык. Французский – это мой третий иностранный язык, который я никогда систематически не учила – ни в школе, ни в универе, ни даже на курсах. Я выучила его самостоятельно и не системно – только для эмиграции, для сдачи языковых тестов и для прохождения интервью. Лингвистического образования не имею, до Канады никогда не жила за границей и не работала плотно с языком. По работе полтора года перед отъездом я иногда использовала французский, но совсем нечасто. И вдруг вот так сходу начать обучение в университете – что было бы полбеды, пойди я на технические специальности. Но в моей программе не информатика с математикой, а всякие болтологическим предметы, где нужно хорошо болтать, много читать и писать. Самыми сложными для меня стали три курса по правоведению. Это был мрак – когда я впервые увидела сборник текстов (законы, постановления – словом – всё, что нужно прочитать и выучить в течение триместра) – у меня был тихий шок и немой ужас и один вопрос в мыслях «Как я это осилю?». Я не ожидала такого поворота: не представляла, что  мне придётся столько читать, и что это чтение будет таким сложным. Ведь даже на родном языке мне никогда не приходилось сталкиваться ни с чем подобным. Поначалу на чтение, точнее «переваривание» законов у меня уходили долгие часы, т.к. приходилось перечитывать снова и снова абзац за абзацем, страницу за страницей – иной раз теряла нить, не понимала, возвращалась к началу и так по кругу и с гугл-словарём в руках. Но спустя время стало легче. Второй курс права был на порядок проще – ведь я уже знала, как читать, на что обращать внимание, а незнакомые слова в текстах стали встречаться всё реже. Так, все три курса я сдала на «пятёрки», а многие статьи законодательства и подзаконные акты помню наизусть.
Что касается других предметов, то все остальные курсы не были для меня архисложными, разве что командные работы, которые я не люблю по известным причинам. Я бы сказала, что 25%-30% информации было мне уже знакомо из моего первого образования. Вместе с тем, это не освобождало меня от работы, т.к. всё равно пришлось всё выучить как будто заново. Скажем, раздел о мотивации персонала. Я на эту тему писала диссертацию, могу рассказать всё, даже, когда меня разбудят посреди ночи. Но на русском языке. В Монреальском университете мне пришлось выучить всё то же самое, но уже по-французски.
Правда, стоить сделать ремарку, что канадские учебники, даже по самым сложным предметам – пишут очень доступным языком, а конспекты лекций преподаватели вообще упрощают донельзя – то есть по максимуму. В противном случае, ни один местный студент (а тем более, иностранец) ничего бы не понял и не смог бы сдать ни один экзамен. Украинские же учебники пишут, как будто бы специально так, чтобы никто ничего не понял. Нужно иметь докторскую степень, чтобы понять и переварить информацию, заложенную в сложно-сочинённом предложении, наполненном десятком научных терминов, длиною в треть, а то и в половину страницы. Это я сейчас вспоминаю, в частности, учебник по праву. Он у меня, кажется, до сих пор, где-то на полке стоит. Несмотря на то, что украинский язык мне как родной – понять, о чём идёт речь, было практически нереально. Как это ни парадоксально прозвучит, французский, точнее, квебекский учебник оказался для меня в разы проще и понятнее.
Второй сложностью для меня являлась новизна всей системы в целом, которая кардинально отличается от той, по которой я училась 15 лет назад в другой стране. Нужно было вникнуть, понять и подстроиться, выбрать для себя правильную стратегию и тактику, чтобы удачно адаптироваться в новый процесс обучения. В частности, нужно учить или хотя бы прочитывать материал каждую неделю, не откладывая всё на последние дни перед экзаменом. Кроме того, нужно заучивать всё буква в букву так, как в конспекте у профессора. На экзамене использовать те же слова, а никак не синонимы, и в том же порядке, что были в лекции. Это именно то, что канадский препод хочет увидеть в вашей экзаменационной работе. Никакой «отсебятины», никакого креатива, никакого там собственного мнения или суждения, основывающегося на прочитанном вне курса или прожитом в профессиональной жизни. Расслабьтесь. За это никто баллы не добавит, а могут ещё и снять. Так что при подготовке к экзамену – конспект лекций и зубрёжка до посинения вам в помощь.
Ещё у меня есть свои лайфхаки. Во-первых, каждый триместр я беру несколько курсов, и посещаю первые лекции, а потом оставляю те курсы, которые мне больше понравились и лучше подходят. Если курс совсем не нравится – я его больше никогда не беру. И наоборот, если нравится, можно его взять в следующем триместре. Вместе с тем, даже две прослушанные лекции оставляют некий след в памяти. В следующий раз начинать будет проще. Осторожно: следите за дедлайнами. Бросить курс без последствий можно только в самом начале. После дедлайна вам уже придётся за него заплатить, что ещё было бы полбеды, но ещё и в выписке с оценками укажут знак ABA или Echec, что означает «брошен» или «провален». Если провален – тогда это негативно влияет на ваш средний балл и на ваше досье соответственно.
Во-вторых, я избегаю брать курсы с преподами, которые мне не понравились, или у которых сложный экзамен и низкий средний балл, и, наоборот, выбираю курсы по принципу «хороший преподаватель». Это очень помогает, так как на второй, а тем более, третий раз ты досконально знаешь «психологию» профессора, что он требует на экзамене, на что обращать внимание и все остальные нюансы: никаких стрессов и неприятных сюрпризов тебя не ждёт, это очень облегчает обучение.
В целом же, несмотря на некоторые временные трудности, сам процесс учёбы мне пришёлся по душе. Что мне понравилось:
- удобная информатизированная система, возможность управлять всем процессом он-лайн (записываться на курсы, отслеживать новости, получать уведомления, скачивать учебные материалы, которые выкладывают преподаватели, и т.д.)
- мощная материально-техническая база (очень комфортные залы-аудитории, с доступом к вай-фай, комфортной температурой воздуха, кондиционированием, удобными стульями, а также кафетерии и т.д. Одним словом, в таких помещениях просто приятно находится).
- квалифицированный профессорско-преподавательский состав.
Больше всего, конечно, мне понравилась профессура. В течение этих полутора лет на моей программе мне повстречались восемь преподавателей – семь из которых мужчины-кебекуа от 50 лет и старше, и один – выходец из Магриба, относительно молодой. У каждого преподавателя есть либо научная степень, либо несколько различных дипломов, либо очень большой опыт работы в своей сфере, либо и то, и другое, и третье. Правда, двое преподов мне не очень понравились – они, как на зло, попались в самом первом моём триместре. Оба кандидаты наук – но лекции были очень скучными и безынтересными, так как они нисколько не напрягались и вели себя довольно равнодушно по отношению к процессу и к студентам – так мне, во всяком случае, показалось. Ещё двое были довольно неплохими, правда, с некоторыми оговорками, ибо специфические. А остальные четыре преподавателя были ну просто замечательные, от их лекций и курсов я осталась в полном восторге. С удовольствием ходила послушать, и три часа проходили как будто незаметно, я бы сказала, быстро.
Вот таким нехитрым макаром я сделала сертификат.
ПОСТУПЛЕНИЕ 2.0
Однако рано радоваться: сертификат не являлся моей целью, так как мне нужно получить для начала как минимум диплом бакалавра. Чтобы начать, точнее, продолжить, перейдя на новый цикл обучения с 1 сентября 2017 года, мне необходимо было в буквальном смысле заново поступать, и об этом нужно было подумать сильно заранее, а именно – уже в январе-месяце. Было очень странно: вроде только вчера, в ноябре 2015, подавала документы – и вот опять всё с начала, весь процесс. Снова собирать документы, и платить 90 кад за рассмотрение. Что ж, зато второй раз я уже была с опытом. Часть переводов документов у меня уже были с прошлого раза, кроме того был годичной давности языковой сертификат TFI. Что хочу вам сказать, что в этих бюро, которые принимают документы на поступление, сидят мега-работники, по всей видимости, недалёкие. Поэтому я бы вам посоветовала держать руку на пульсе, что называется, и с ними вступать в контакт, если вы видите, что что-то идёт не так. В частности, к примеру, у меня в досье висела задача «сдайте экзамен по языку» пока я им популярно не объяснила, что экзамен я уже сдавала, о чём у меня имеется документ. Не удивлюсь, если некоторые студенты сдают эти тесты по кругу – а местные товарищи при этом зарабатывают себе деньги на застенчивых и зелёных студентах-иностранцах. А в Макгилле, к примеру, моей кузине в досье указали сумму оплаты за обучение не как для канадского студента, а как для приезжего, так ещё и запросили предъявить документы, которые на самом деле предъявлять ей не надо.

Фирменный ежедневник в этом году на порядок хуже по виду, и в нём ещё больше рекламы.Зато по-прежнему отмечены все необходимые дедлайны, а также имеется нужная информация и карта кампуса

Второй совет, который я могу дать из своего опыта – не указывать лишних сведений, не запутывать их (это вообще работает для любой канадской инстанции), иначе вы только испортите дело. К примеру, если вы где-то учились, но у вас нету с собой подтверждающего документа, или вы его потеряли, – нечем подкрепить, тогда лучше и не указывать, ибо они обязательно попросят выписку с оценками. Если вы её не предоставите, то они могут просто не церемониться и отклонить дело. А зачем возиться, разбираться, когда есть хороший предлог – неполный пакет документов, «до свиданья!». Благо, студентов у них хватает, работы полно, а тут баба с возу – кобыле легче. И напротив, если у вас имеется какая-то грамота или ценный сертификат, имеющий отношение к делу – то такие документы (точнее, их переводы) можно приложить, не помешают. Так, я прикладывала парочку грамот на всякий пожарный случай.
Вторым моментом, на который я хотела бы акцентировать ваше внимание является их непредсказуемость. Вникнуть в местную систему конкурсного отбора в университет, а, конкретнее, в систему подсчёта среднего балла по результатам вашей успеваемости – простому смертному практически нереально. Калькуляция ну очень мудрёная, поэтому даже не пытайтесь понять. К примеру, если вы учились в колледже, потом взяли несколько курсов в универе – они подсчитают по какой-то средне-взвешенной: возьмут 70% от вашего среднего балла коллежда, а остальные 30% - среднего балла университетских кредитов  - это я фигурально выражаюсь. При этом как они приравнивают две системы – трудно сказать. А особенно, если у вас иностранный диплом, как, к примеру, у меня, в котором иная, скажем, пятибалльная шкала оценивания. Словом, сам чёрт ногу сломит. Поэтому не тратьте время на думы на эту тему, не мучайте себя, а лучше сконцентрируйтесь на том, что непосредственно от вас зависит. А именно – на хорошей успеваемости. Вместе с тем, из своего опыта, а также по опыту других учащихся, я вижу, что в конкурсном отборе здесь есть сходство с лотереей, и многое зависит не только лично от вашего досье, но и от контингента, от публики, которая подаётся на вашу программу. Вот, к примеру, указали на сайте, что проходной балл на программу N в этом году равняется 3.0. Набор лимитированный – 30 человек. У вас как раз 3.0, но тут, как на зло, с вами подаются 90 человек, конкурс получается 3 человека на место, и у большинства из них средний балл 3.2 – и выше. Таким образом, очевидно, что вам места не хватит, так как много желающих, и у них досье на порядок лучше вашего. Итог – в этом году вы не проходите на программу. НО. Верно и обратное. Допустим, на сайте учебной программы вы видите целую кучу понтов по типу «набираем кандидатов с трёхлетним опытом работы по специальности, средним баллом 3.5, десятью рекомендациями» и так далее по тексту. А у вас и  подходящего опыта работы нету, и средний балл ниже, и вы сидите такой грустный и думаете: «Куда я со свиным рылом в калашный ряд?». Так-то оно так, но чем чёрт не шутит? Соберите документы, какие есть – и подавайте. В таком случае ничего не теряете, разве что фис за рассмотрение, но возможен и положительный исход дела – вас зачислят на программу. Ведь мы находимся в Канаде – и здесь всё руководствуется в первую очередь экономическим принципом. Задача университета – заработать побольше денег, а для этого ему нужно набрать максимум студентов. Поэтому они не могут искусственно создавать недобор студентов, отсекая тех, кто немного не дотянул по среднему баллу или принёс одну рекомендацию вместо трёх. Надо набрать 30 человек – они их наберут, всё равно по дороге часть отсеется, но надо же кого-то учить?
Жадностью и стремлением охватить максимум контингента, полагаю, объясняется и перенос дедлайнов подачи заявлений. Скажем, у меня был дедлайн подачи – до 1 февраля. Это, чтоб вы понимали – для тех, кто хочет начать учёбу с 1 сентября. В итоге они продлили приём документов до 1 апреля (на минуточку!), поэтому результатов мне пришлось ждать долго, и меня даже начинало нервировать это подвешенное состояние. О своём зачислении я узнала только 15 мая – спустя целых 4 месяца, чему рада была безмерно. Теперь не надо никуда рыпаться, дёргаться и ломать голову, ибо моя судьба отныне предопределена на годы вперёд. Ну, как минимум на два года, а максимум – не знаю, на сколько?

Одно из многочисленных кафе кампуса

УЧЁБА ПОСЛЕ ТРИДЦАТИ?

Что вам сказать. Кажется, у меня почти и не было такого времени, когда бы я не училась – разве что коротенький перерывчик. В первом своём университете я провела ни много-ни мало, а десять лет. Вторая часть марлезонского балета, уже в Канаде, началась, когда мне исполнилось 31, а закончится – не знаю точно когда? Все у меня спрашивают, а я отвечаю: «Спросите что-нибудь полегче». Конечно, второе образование стало для меня немалым challenge[2]. Я не была преподавателем, но уже находилась в двух шагах от того, чтобы самой читать лекции для студентов. И тут бац – и опять за парту, причём с самого нуля, первый раз в первый класс, точнее, на первый курс университета. И вокруг меня сидит школота, народ в возрасте 19-22 года в общей своей массе. Поэтому иногда бывает скучновато, особенно, на некоторых лекциях – порой мне кажется, что я знаю больше профессора. Что в принципе и нормально по той простой причине, что я приехала из другой страны, училась по другой системе и, главное, прочитала те книги, которые он не читал или о которых даже не слышал. С другой стороны, как я уже указывала выше – подстроиться к иностранному языку и в иностранную систему обучения было сложновато поначалу.
Третьим моментом являются ещё и чисто психологические факторы. Мне кажется, в юности информация как-то быстрее заходила в голову, запоминалась и усваивалась. Сейчас для этого мне требуются какие-то дополнительные усилия. К тому же, в юности голова ни о чём не болит, совсем другой эмоционально-психологический фон. А сегодня меня, безусловно, давит целый ряд мыслей и нерешённых задач, которые не придают оптимизма. Моей маме за семьдесят, а у меня нет семьи, нет детей, нет карьеры, и время с каждым годом бежит всё быстрее, так незаметно, но стремительно я подбираюсь к отметке 35.
В то же время, я не вижу для себя иного пути. Что дал мне мой диплом о высшем образовании и пять с половиной лет, потраченные на его приобретение? – возникнет вопрос. А я отвечу: «Всё». Несмотря на то, что я ни одного дня не работала по специальности, что я не скопила никаких материальных благ за свою жизнь, мой диплом мне дал всё, что у меня есть. И это всё – самое дорогое богатство, потому что оно является неотъемлемой частью моей личности, и  его никак невозможно экспроприировать, уничтожить или девальвировать. Во-первых, универ для меня – это лучшие воспоминания моей юности и лучшее время в моей жизни. Во-вторых, благодаря нему я стала грамотным человеком, который отличает дефиницию от дефикации, карпаччо от катеначчо, Гюго от Ван Гога, Рембранта от Равеля и Шиллера от Штрауса. В-третьих, учёба в аспирантуре дала мне возможность попутешествовать по своей стране Украине и познакомиться с интересными людьми. В-четвёртых, само собой, что благодаря своему диплому я оказалась в Канаде, чем я очень довольна. Мой универ дал мне самую настоящую путёвку в жизнь, как бы патетически или пафосно это ни прозвучало, но так оно есть на самом деле.
Цель моего второго образования в другой стране, та же, что и раньше – это путёвка в жизнь, но теперь на новом её этапе. При этом я абсолютно не знаю, где, кем, как и за сколько я буду работать и в какой стране жить? Это важно, интересно, но непредсказуемо, и для меня имеет второстепенное значение. Самое главное то, что в процессе этой трансформации я стану новым человеком, перед которым откроется мир с новых сторон.
Что касается практической стороны вопроса, то выбранная мною специальность имеет очень широкое поле для применения, я бы сказала, даже очень широкое по сравнению со всеми остальными. Необходимо заметить, что в Канаде, как, пожалуй, везде на Западе, образование – узкоспециализированное. Здесь готовят специалистов в отдельно взятой области: шаг влево, шаг вправо – практически невозможен, хочешь чуть-чуть сменить специальность или направление деятельности – скорее всего, просто так не получится, и нужно будет получать какой-нибудь дополнительный диплом. Для моей специальности существует три основных направления:
- работа в рекрутинговых компаниях и агентствах;
- работа в отделе по персоналу в средних и крупных компаниях;
- работа на государство во всевозможных его структурах.
На завершающих этапах, ещё до получения диплома выпускников моего факультета автоматически зачисляют в СRHA - орден сертифицированных консультантов по персоналу. Кроме всего этого, существует и возможность докторантуры с последующей работой в научно-исследовательской или педагогической сфере. Честно говоря, меня только это большей частью интересовало изначально. Остальные сферы деятельности меня с каждым прожитым в Канаде днём всё меньше и меньше привлекают – по мере того, чем больше я узнаю о стране, о здешних людях, о местных нравах и о специфике моей профессии.
В целом же, профессия неплохая, и что главное – очень востребованная на сегодняшний день в Квебеке. Набор студентов лимитированный, согласно конкурсу на основе проходного балла. Что ещё меня привлекло – стажировки за рубежом в ВУЗах Европы и других стран мира, с которыми заключены договора, а также возможность взять магистерские курсы на заключительном этапе. Но это только для отличников со средним баллом не менее 3.5.



КАК Я ВЫБРАЛА ВУЗ И СПЕЦИАЛЬНОСТЬ?

Честно признаюсь, поучиться в каком-нибудь престижном зарубежном ВУЗе было моей мечтой ещё со времён лицея – старших классов. Но у меня не было такой возможности. У меня на это не было денег. Позже, во время учёбы в аспирантуре я подавала заявки на некоторые грантовые программы, но пройти на них мне не удалось, что и неудивительно – конкурс на халявные плюшки всегда зашкаливает. Умных много, мест мало, поэтому весь процесс превращается в лотерею.  И вот в Канаде, видимо, пришло время осуществить давнюю мечту. Здесь для меня это удовольствие оказалось доступно или относительно доступно.
Монреальский университет я выбрала по причине того, что он входит в какой-то там топ какого-то рейтинга, во-первых, во-вторых, это заведение располагает очень мощной материально-технической базой, и в-третьих, весь процесс проходит на французском языке. Чисто технически на протяжение многих лет самым престижным университетом Канады является университет Макгилла. Но я принципиально не хотела учиться на английском языке. Не мой это язык, хоть я его и знаю. Просто от английского у меня болит язык, уши и голова. Поэтому, собственно, я и живу в Квебеке. К тому же, Макгилл мне не пришёлся по вкусу тем, что у него скромная материальная база – старые корпуса, парты и так далее. А многие классы они вообще арендуют в соседних офисных зданиях даун-тауна. У кузины был забавный случай – их группу даже однажды ругали за то, что они якобы съели чужую еду – т.к. в общем коридоре во время их занятий проходил какой-то семинар для других людей. Съели они, или нет – в любом  случае, ситуация неприятная. Вот так платишь бешеные бабки за обучение и по-сиротски ютишься в каком-то офисном билдинге, в маленьком классе, а не в роскошном амфитеатре полноценного учебного корпуса. А у нас в UdeM, если какие-то плюшки и раздают в коридоре – значит, они наши. Всё для своих, всё для  студентов. И третий фактор, который меня настораживает – это публика. Англоязычные колледжи и университеты Канады стали настоящими воротами для иммигрантов со всего мира. Количество иностранных студентов за последние десять лет увеличилось в разы. Таким образом, в Макгилле учатся по большому счёту приезжие, причём большей частью, из стран третьего мира. А у меня рябит в глазах от этого буйства красок. В свою очередь, в UdeM контингент сравнительно монолитный, однородный большей частью, а язык общения для всех – французский, и для подавляющего большинства он родной. Здесь очень редко можно услышать разговор на каком-то другом языке даже на перемене. В англоязычных учебных заведениях можно услышать речь на всех языках мира, а английский - со всеми мыслимыми и немыслимыми акцентами. Впрочем, остальные университеты Монреаля, может, и неплохие, но они менее престижные, меньше размаха, скажем так, ниже проходной балл по конкурсу, менее строгий отбор публики при поступлении. Правда, в Макгилле и Конкордии учится много  русскоязычных, поэтому можно найти себе товарищей по команде и по учёбе, а, может быть, даже и друзей, если повезёт. А вот в Монреальском университете редко кого из наших встретишь, к сожалению.
Что касается программы, то я руководствовалась целым рядом факторов. В юности меня очень сильно интересовала экономическая теория – возможно, влияние мамы, а, точнее, генов. Но с возрастом я поняла, что всё это политика. Какую захотели цену на нефть – такую и поставили, какие нужны курсы валюты – такие и будут, и так со всем, поэтому с моей точки зрения, изучать эти процессы бессмысленно. И вообще, после Маркса сказать что-то новое в экономической науке крайне сложно. Словом, может, я и заблуждаюсь, но, во всяком случае, интерес к этой сфере у меня как-то пропал. И я решила заниматься чем-то более приземлённым, понятным и практическим. Так, диссертацию я писала на тему управления персоналом. Поэтому и в Канаде решила продолжить двигаться в этом направлении. И, честно скажу, конечно, больше всего меня привлекает работа не на практике, а в научно-исследовательской и педагогической сферах. Для того, чтобы начать такую карьеру в Канаде, не обязательно иметь диплом кандидата наук, то есть быть PhD, а подойдёт и диплом магистра. Правда, нужно ещё и опыт иметь в соответствующей сфере. Ну, оставим пока эту тему в стороне для ясности.
 Чисто теоретически я могла бы попробовать подаваться сразу на магистра на какую-нибудь смежную с моим украинским дипломом программу. Но, во-первых, как я написала выше – поступить не всегда так просто, а во-вторых, я подумала, что это нецелесообразно.
Для поступления на магистерские программы, как правило, нужны не только дипломы, но ещё и всякие референсы – от преподавателей, работодателей и так далее. У меня же их не было не только канадских, но даже и украинских. Но, даже, если представить, что вдруг меня зачисляют сразу на магистра, то есть мне не нужно начинать весь цикл обучения с нуля – то на самом деле ничего полезного из этого не вышло бы. Магистерский курс в любом ВУЗе любой страны представляет собой частично написание дипломной работы (тезисов), частично – различные синтетические спецкурсы, которые представляют собой солянку из уже пройденного и известного нам материала из предыдущего обучения или опыта работы. К примеру, если это что-то экономическое, то на магистерской программе вы будете решать задачки, которые объединяют в себе и финансы, и стратегическое управление, и элементы бухгалтерии, аудита, и законодательной базы. Полагаю, что и на других специальностях происходит то же самое – научное обобщение и углублений знаний, полученных на программе бакалавра. А как же их углублять, если вы не учились на бакалавра? Точнее, учились, но это было 100 лет назад в другой стране, на другой планете? Одним словом, взрыв мозга вам обеспечен. Во всяком случае, я точно знаю, что у меня бы он был стопроцентный. Пусть лучше я поскучаю на некоторых курсах, на которых преподают азы, чем я окажусь на такой лекции, где я ничего не понимаю. Ведь в Канаде своя специфика. Свой бухучёт, своя налоговая система, своё законодательство, свои стандарты производства – и нам это ровным счётом ничего неизвестно, пока мы не поступили в колледж или универ на первый курс и не выучили всё с нуля, с самого начала. И добавьте сюда ещё и терминологию на иностранном языке. Короче, учиться в магистратуре вот так вод сходу, на мой взгляд, будет совсем непросто.
Но главное  не эти технические сложности, главное в том, что по большому счёту диплом магистра здесь никому не нужен. Это чисто для понтов или для тех, кто, как и я, хочет двигаться в научную сферу. Не знаю, может, для каких-то исключительных профессий и требуют в объявлении такой диплом, но я, честно говоря, не встречала пока ни разу таких вакансий и не слыхала про них. Так что получается чистой воды overqualified [3] - и такая характеристика не только не помогает, а очень сильно мешает в трудоустройстве. И это при том, что мы с вами, чего греха таить, иммигранты, особенно из Союза – и так страдаем этой болезнью, и так все с туевой кучей дипломов, хоть вместо обоев их расклеивай на съёмной своей квартирке в бейсменте. Второй недостаток магистратуры – это, как я уже упомянула, само содержание программы. Дают в основном теорию и всякие выкладки о том, как космические корабли бороздят просторы вселенной, а реальной информации и инструментария, нужного каждый день на работе, – вы и не узнаете, не приобретёте знаний, необходимых для работы в местных реалиях.
Другое дело – бакалаврская программа, которая носит более практический характер. С одной стороны, она длинная, целых 90 кредитов – и это ни много - ни мало минимум 3 года жизни, а то и 6 – смотря, какой темп вы для себя выберете. С другой стороны, вы с азов получите знания –  те самые специфические, по которым здесь работают. Грубо говоря. На работе, конечно, придётся тоже учиться и переучиваться, но так везде. К сожалению, нигде теория за практикой не поспевает, пока что ни в какой стране. Программа «сертификат» – это ещё более сжатый материал, минимально необходимые знания практического толка, втиснутые в 30 кредитов. Мне сертификаты очень нравятся, поэтому про них я даже напишу отдельно.
Уф! Как много написала, надо и закругляться, а остальное оставить на другие статьи. Хорошо, если кому-то пригодится моя информация. Можете задавать вопросы в комментариях – я попытаюсь на них ответить. В сфере образования в Канаде очень немало подводных камней и нюансов, что было бы полбеды. Печально то, что, пока во всё въедешь – проходит время, в течение которого набиваешь шишки, суёшься не туда, куда надо, делаешь ошибки, которые порой обходятся очень дорого, а именно потерей времени, денег и жизненных сил.
Вот мои предыдущие публикации на тему:
Поступление в Монреальский университет
Университетское образование в Канаде
Учёба в Монреальском университете: горек гранит науки
Монреальские библиотеки - рай для книгофилов
Университетское образование в Квебеке: так платное или бесплатное?

Всем желаю успехов в учёбе и других ваших стратегических проектах на пути к самосовершенствованию. До новых встреч, друзья!


[1] Личное дело (фр.)
[2] Вызов (англ.)
[3] Сверхквалифицированный (англ.)

3 комментария:

  1. Доброго времени суток. Я выбрал похожий путь. Читаю Ваш блог. Сейчас учу французский. Подскажите как Вы учили французский. Спасибо

    ОтветитьУдалить
  2. Французский я большей частью учила самостоятельно, т.к. это - мой третий иностранный язык. Помогал мне в этом нелёгком деле репетитор-носитель языка (преподаватель французского происхождения). Более подробно об изучении языков я писала в самом начале блога - https://odessitkavmonreale.blogspot.ca/2015/08/delf.html. Желаю вам удачи и успехов на выбранном поприще!

    ОтветитьУдалить
  3. Нашёл.спасибо за советы. Привет из солнечного Коблево )))

    ОтветитьУдалить