воскресенье, 24 февраля 2019 г.

Как поехать на учёбу по студенческому обмену из Канады? Эразмус Плюс.



Привет всем, дорогие друзья и читатели!
Спустя продолжительное молчание, наконец-то нашлось время вернуться к блогу и рассказать вам всё про мои французские приключения, т.к. у меня  сейчас неделя зимних каникул. Хотя зимними их назвать можно с натяжкой, ибо температура воздуха за окном поднимается уже вплоть до плюс двадцати по Цельсию. Но из песни слов не выкинешь – зима есть зима, ведь на календаре, как крути февраль месяц.
Подумала, что кому-то будет полезна данная информация – для тех, кто учится или собирается учиться в Канаде, а также для тех, кто здесь давно живёт, и уже подумывает о том, где и как дать образование своим детям.
Что ж, с чего начать? Начну с того, что поехать по студенческому обмену из Канады мне было несложно, особенно, принимая во внимание тот факт,  что за спиной у меня был опыт заполнения огромного количества бумаг для эмиграции в Канаду.
К тому же, три года жизни и учёбы в Канаде сделали своё дело – после того, как понимаешь принципы работы системы, никакая бумажка или процедура не являются страшными или непонятными. Тем более, как я уже ни раз писала, канадская бюрократия, хоть может показаться странной на первый взгляд, в подавляющем большинстве случаев работает как часы, как отлаженный механизм без сюрпризов. Если вы или ваша жизненная ситуация не подпадает под какое-либо исключение из правил (или банальное невезение), если вы движетесь в общем потоке, здесь обычно нигде не требуют лишних бумажек и документов, справок с вашей подписью и припиской «копия верна». Вероятность, что у вас попросят какой-то документ, которого у вас нет, или который трудно получить – мала. Кроме того, и сроки в большинстве случаев понятны и установлены заранее. А зачастую (со мной это нередко бывало), ты получаешь необходимый документ даже раньше дедлайна. 
Таким образом, вся процедура у меня заняла меньше одного года в очень расслабленном темпе. В конце января 2017-ого года я увидела объявление об информационном семинаре на тему международного обмена, а уже в начале января 2018-ого я приземлилась на французской земле, чтобы грызнуть гранит науки ещё и здесь. Для разнообразия.  При этом минимальные сроки подачи – полгода, а на практике даже и меньше, т.к. были студенты, которые в последний момент в октябре месяце прошлого года подавались, чтобы, как и я, поехать в январе. От  себя могу добавить, что планировать поездку за рубеж лучше всё-таки заранее, а не в последнюю минуту. Так можно избежать стресса и цейтнота, накопить денег, собрать больше информации и подготовиться психологически.
В первую очередь, конечно, я очень благодарна своему канадскому университету за такую замечательную возможность – Université de Montréal. От меня требовалось только собирать и подавать нужные бумаги в нужные сроки, в то время как моя канадская школа полностью сделала своё дело в плане информационной поддержки договора с принимающей стороной – с французским университетом.
Во вторую очередь, которая, собственно, тесно связана с первым пунктом. Государство, а именно, провинция Квебек в лице Монреальского университета предоставило мне стипендию, без которой эта дорогостоящая поездка не была бы возможной.

УСЛОВИЯ ДЛЯ УЧАСТИЯ В ПРОГРАММЕ ОБМЕНА

1.       Быть студентом программы бакалавриата в канадском университете.
2.       Учиться фул-тайм на момент подачи досье.
3.       Набрать определённое количество кредитов (нужно находиться не в начале, а хотя бы в середине пути к диплому бакалавра).
4.       Быть как минимум «хорошистом» со средним баллом «четыре», то есть “B”.
5.  Быть гражданином Канады (или, как я, permanent resident). Впрочем, этот параметр обязателен только для получения стипендий. Международный обмен для студентов-иностранцев из Канады тоже возможен, но у них свои особенности, в честности, в связи с соблюдением визового режима как с Канадой, так и с принимающей стороной.

ЭТАПЫ ПРОЦЕДУРЫ

Подготовка моего зарубежного обучения проходило по следующим этапам:
1.       Конец января 2017 – информационная встреча на тему студенческого обмена: страны, особенности, расходы, стипендии, необходимые документы, процедура.
2.       Конец февраля 2017  – подача досье в отдел по международным связям.
3.       Середина марта 2017  – получение подтверждения моей кандидатуры.
4.       Конец мая 2017 – получение подтверждения о выделении мне стипендии от министерства.
5.       Октябрь 2017 – подача заявки на стипендию от LOGIQ (компенсация билета на самолёт и страховки); регистрация он-лайн на сайте принимающего университета.
6.       Ноябрь 2017 – информационный семинар-тренинг: особенности жизни и учёбы за рубежом.
7.       Декабрь 2017 – получение письма от принимающей стороны, подача документов на визу, получение визы.
8.       Январь 2018 – приезд во Францию и начало учёбы, получение чека от LOGIQ.
9.       Февраль 2018 – начисление стипендии.
Правда, без стресса и цейтнота, к сожалению, тоже не обошлось, но в этом не моя вина и не моего университета, а принимающей французской стороны. Мой французский университет очень долго не присылал мне ключевой документ – lettre dacceptation. Официальное письмо о том, что меня зачисляют и предоставляют комнату в кампусе. Логику трудно найти, ещё сложнее понять – уже с начала ноября я получила от них всевозможные информационные письма, а главного, которое необходимо для подачи во все инстанции – так и не было. В итоге 10 декабря пришло письмо, датированное 20-м ноября. Что мешало им отравить этот документ целых двадцать дней – остаётся только гадать. И речь, ребята, конечно, идёт об электронной почте. Сейчас всё делопроизводство перешло в электронный формат. На всех этапах процедуры все документы я принимала и подавала в электронном виде, за исключением одного-единственного – того самого первого раза, когда я пришла подавать своё досье. К тому же, и для визового центра было достаточно распечатанных с электронного носителя документов.

ПОДАЧА ДОСЬЕ В ОТДЕЛ МЕЖДУНАРОДНЫХ СВЯЗЕЙ

В Монреальском университете вместе со школами, которые к нему привязаны, учится около 50 тысяч студентов, из них ежегодно сотни отправляются по всему миру по программам международного обмена. Отдел международных связей организовывает презентации и информационные встречи на протяжение всего учебного года, а процедура подачи документов строго регламентирована по датам. Оно и понятно – если студенты начнут ходить поодиночке каждый со своим досье – у сотрудников просто не хватит времени, да и документы могут потеряться в неупорядоченной неразберихе. Так, особенностью процесса является то, что подать документы нужно а) лично, б) в определённые даты.
Список документов, который я подавала для Франции:
1.       Формуляр-заявление.
2.       Копия первой страницы паспорта.
3.       Официальная выписка с оценками.
4.       Мотивационное письмо.
5.       Учебный контракт.
Для США нужны были ещё какие-то документы, кроме того, для страны, в которой язык обучения – не французский, нужны ещё подтверждения знания языков. На сколько я знаю, строго с этим в англоязычных странах, там школы требуют TOEFL, причём на высокий балл. В то время как для некоторых стран или школ достаточной будет всего лишь справка с курсов или из университета о том, что вы прослушали курс немецкого, испанского или итальянского. Впрочем, на этот счёт нет достоверной информации. Если для отправляющего университета Канады справки или собеседования с преподавателем, который выдаст справку о базовых знаниях, будет достаточно, но в свою очередь, зарубежная школа может затребовать официальный языковой сертификат. Всё индивидуально и зависит от страны и непосредственно принимающего университета.
Так, с первыми четырьмя документами проблем не возникло. Мотивационное письмо – довольно формальное, на имя принимающего университета, в котором вы пишите о том, как и почему мечтаете в нём поучиться, и как это поможет вашей карьере в будущем. Грамотное письмо на французском, да ещё и в официальные инстанции – дело, конечно не из лёгких. Но с этим мне помогла моя французская приятельница, которая ещё и учится на преподавателя французского языка. В противном случае мне пришлось бы подать письмо, в котором было с десяток ошибок. Впрочем, не думаю, что это стало бы огромной проблемой. Кто их вообще читает? В то же время, ordnung muss sein. Так что и я вам настоятельно рекомендую обращаться за помощью к носителям языка в таких важных случаях,  чтобы вам помогли с проверкой грамматических и стилистических ошибок или хотя бы к кому-то, кто разбирается лучше вас. Скажем, моё письмо с десятью ошибками было бы всё лучше, чем письмо человека, который, скажем, только начинает изучение языка, и сделал бы ошибок в разы больше.
А вот с последним документом – контрактом на обучение - пришлось немного попотеть, ибо для этого нужно было 1) найти программу обучения принимающего университета, а именно, список курсов на запланированный семестр. 2) получить подтверждение от координатора, который за это отвечает на моём факультете, и поставить подпись заведующего программой.
Признаться честно, поначалу я была не довольна своей кураторшей. Надо было за ней побегать и потеребить, чтобы успеть с подачей досье. Но по итогу, она сделала всё, что от неё требовалось. Кроме того, по прибытию во Францию, я поняла, что её комментарии по поводу тех или иных курсов, всё-таки были не лишены смысла. Кроме того, она провела со мной больше часа, объясняя, как работает программа, сколько я получу денег, сколько и каких мне нужно взять кредитов, успокоила меня на первых парах, когда я была, честно говоря, немного на нервах и не совсем понимала процесс.
Суть в том, что, курсы, взятые в зарубежном ВУЗе должны, с одной стороны, идти в русле вашей канадской программы, с другой стороны, иметь некую добавочную ценность. К примеру, нет смысла брать курс «основы экономики», если вы точно такой же курс можете прослушать и в своём канадском университете.
                Однако, если вы выберете курсы, которые сильно отличаются по форме и содержанию от того, что в рамках вашего бакалавриата предлагается в Канаде, тогда вам просто-напросто их не засчитают, и ваше обучение затянется ещё минимум на один триместр, за который снова придётся платить. Не говоря уже о том, что по идее заведующий программой не подпишет учебный контракт, который не соответствует программе. Хотя, если на факультете бардак, то подпишут, но всё равно последствия придётся расхлёбывать вам. Рано или поздно выяснится, что количество и качество ваших кредитов не соответствует диплому. Канадцы – те ещё буквоеды, поэтому в Канаде лучше делать всё с самого начала так, как необходимо согласно процедуре, тогда и результат будет стопроцентный и без сюрпризов, что в какой-то момент вас попросят что-то сделать дополнительно или предоставить документ, которого у вас не будет.
                Собственно, вопрос с отъездом в другую страну по студенческому обмену по сути сводится к одной проблеме: выбор курсов. К сожалению, не у всех ВУЗов Канады и тем более, мира, такой продвинутый и подробный веб-сайт, как у Монреальского университета, поэтому детального описания программы по семестрам может просто не быть в открытом доступе. Кроме того, информация может быть устаревшей или не соответствовать действительности. Так, на сайте испанских ВУЗов могут публиковаться названия курсов на английском, в то время, как всё обучение проходит на испанском. Так же и в Германии – в некоторых ВУЗАх есть курсы на английском языке, в то время, как обучение в большинстве случаев проходит на немецком.
В этой связи я решила идти по линии наименьшего сопротивления и вместо того, чтобы выбирать «куда душе угодно» - на самом деле я могла выбрать абсолютно любую страну и университет – я решила ехать туда, где у моего факультета имеются налаженные связи. При выборе университета, с которым у Монреальского нет договоров – я должна была бы сама связываться с принимающей стороной, запросить у них всю информацию а также напроситься на обучение, узнать, примут ли меня и получить от них официальное приглашение в случае положительного ответа. Нужно ли говорить, что риски неудачи в этом случае велики: программа не соответствует, университет не располагает ресурсами, чтобы принимать иностранцев, не пришлют официальное письмо вовремя и так далее.
Менее рискованным была бы опция ехать в университет, с которым у Монреальского университета есть договор. Но как показала практика, даже в этом случае исход дела под вопросом. Так,  моя сокурсница выбрала город Бордо и университет, с которым был договор, но в последний момент что-то пошло не так – и буквально в декабре-январе ей пришлось лететь не в Бордо, а в Тулузу, менять контракт, билеты, планы.
Как я уже отмечала, у меня уже накоплен немалый жизненный опыт: я примерно могу предсказать заранее, что и как будет в том или ином случае.  Поэтому подобные варианты я отмела сразу – решила ехать туда, где есть налаженные договора непосредственно с моим факультетом, чтобы удостоверится, что всё пройдёт как по маслу, без сучка и без задоринки, без сюрпризов на любом из этапов процесса. Так называемые ententes privillègiées. В таком случае выбор резко сужался до нескольких университетов. В Бельгию ехать я не хотела, а во Франции было только два варианта. Я выбрала Тулузу по той причине, что город для меня был как-то более на слуху, чем, Сент Этиен. Хотя и Сент-Этьен – тоже очень хороший и очень студенческий город, возможно, что и там мне было бы неплохо. Впрочем, по итогу я оказалась страшно довольна своим выбором города Тулузы и университета Тулуз Капитоль 1, и что-то лучшее мне даже трудно представить.
Словом, мой вам совет – если вы, как и я, захотите воспользоваться этой прекрасной возможностью в Канаде – не надо изобретать велосипед, искать малоизвестную страну и непонятный ВУЗ. Выбирайте среди тех ВУЗов, с которыми непосредственно у вашей школы или факультета имеются тесные связи и взаимоотношения. Точно не прогадаете.

ЖАРКИЙ ДЕКАБРЬ И ЦЕЙТНОТ ПЕРЕД ОТЪЕЗДОМ

Но даже и при всех мерах предосторожности и максимальной минимизации рисков, без шероховатостей всё равно не обошлось. Меня подвела принимающая сторона – они поздно прислали самый основной документ – письмо-подтверждение, из-за чего у меня в декабре возник жёсткий цейтнот. Начнём с того, что я несколько раз переносила рандеву на подачу визы. А перенос без потери оплаты возможен только, если отменяешь рандеву не менее, чем за два рабочих дня. Так, я потеряла 35 долларов первый раз. Если в начале декабря открытые даты рандеву были буквально с сегодня на завтра, то после десятого декабря оказалось, что получится забронировать не ранее, чем через 7-10 дней.  Кроме того, нужно было срочно отослать подтверждающие документы на стипендию от министерства и на субсидию от LOGIQ. Так, в одиннадцатом часу ночи на телефоне с агентом по страхованию (дай бог ему здоровья) я оформляла себе страховку, потому что на следующий день был дедлайн подачи документов. А ведь работу и учёбу никто не отменял – нужно было изыскивать время на все эти предотъездные манипуляции между своими основными каждодневными делами.

ПОДАЧА НА ФРАНЦУЗСКУЮ ВИЗУ В VFS GLOBAL

В каждую инстанцию требовались определённые формуляры и документы, их у меня накопилось десятки за всё время прохождения процесса. Вместе с тем непосредственно для получения визы документов нужно не так и много. Отмечу, что с недавних пор процесс подачи на визу из Канады изменился и теперь осуществляется через контору VFS GLOBAL. C ней я уже сталкивалась в Украине, когда готовила документы для канадской визы для своей мамы. В целом я осталась довольна этим сервисом в Монреале. Они берут сбор за свои услуги-рандеву – тридцать пять долларов, при этом они просматривают документы согласно списка и в случае каких-то несоответствий, вам об этом говорят. При этом возможна такая опция, что, если скажем, вы просто забыли документ дома, то вы без очереди и потери денег за рандеву можете донести один-два документа до конца рабочего дня. Если же ваше досье слабо укомплектовано, и вы должны его доработать, тогда вам придётся зарезервировать новое рандеву, чтобы вернуться с полным пакетом документов.
Вот список документов, необходимых для студенческой визы типа D (de long séjour):
1.       Заявление.
2.       Документ от Campus France.
3.       Формуляр OFII (заполняете на месте в VFS GLOBAL).
4.       Действующий заграничный паспорт.
5.       Две фотографии соответствующего формата.
6.       Карта канадского резидента (в моём случае) или другой официальный и действительный документ, подтверждающий ваш статус в Канаде.
7.       Письмо из канадского университета.
8.       Письмо из принимающего французского университета.
9.       Документ, подтверждающий частную страховку на весь период путешествия.
10.   Подтверждение финансовых ресурсов (к примеру, о начислении стипендии и т.п.)
11.   Выписка со счёта из банка.
12.   Подтверждение вашего места жительства во Франции (бронь квартиры, отеля, общежития).
Что характерно, страховка – это обязательный документ, в то время как бронь билетов они не спрашивали. Кроме того, выписка состояния счёта (это как фотография вашего финансового положения по состоянию на определённую дату) им показалась недостаточной, они попросили меня донести непосредственно счёт – движение средств в течение последнего месяца. Этот документ банк присылает каждому клиенту ежемесячно. Другой вопрос, полагаю, нужна хотя бы какая-то видимость позитивной деятельности и положительного баланса. Вот был бы конфуз, если бы этот документ у меня кто-то запросил на год раньше: никакого поступления денег на счёт, и всё в минусах.
У меня были все документы и даже больше, кроме бумажки от Campus France. Это такая организация, которая популяризирует обучение во Франции с филиалами по всему миру. На информационных встречах говорили вскользь об этом документе, но как это нередко бывает (теперь, как убеждаюсь, именно с французами!) – они очень невнятно про эту бумажку сказали. Ни мой куратор из отдела по международным связям, ни представитель Кампюса Франс, никто чётко не сказал, что ребята, сначала вы должны запросить эту бумажку – без неё вы не сможете подать на визу. При этом оказалось, что эта справка на одном листочке с моими паспортными данными и с информацией о том и куда и откуда еду – обязательный и основной документ. Как результат - в VFS Global не приняли моё досье, пришлось потерять второй раз тридцать пять долларов и драгоценное время. Повезло в том, что следующее рандеву можно было получить на следующий день, равно как и эту бумажку от Кампюс Франс выслали мне по запросу по электронной почте тоже в течение дня.
На  следующий день всё уже прошло гладко, у меня взяли документов и биометрию (отпечатки пальцев), а также 100 евро непосредственно за саму визу. Оплачивала картой.
Вуаля! Так, после моих декабрьских мытарств аккурат через неделю после подачи и именно в мой 34-ый день рожденья на мобильный раздался звонок о том, что моя виза готова! Ура!!! За отдельную плату можно было заказать доставку, но я не пользовалась этой услугой, ибо живу в шести минутах ходьбы от визового центра, который располагается здесь же, в центре. Что вам сказать, конечно, я испытала радость в тот день и что-то схожее тому, как несколько лет назад, когда я держала в руках паспорт с канадской визой. Знаете,  когда ты просто оформляешь какие-то документы –  не отдаёшь себе реально отчёт, что вот, ты в самом деле куда-то едешь. Щелчок в голове происходит именно тогда, когда на руках паспорт с визой. Тогда только ты понимаешь, что это не сон, не твои фантазии – это реальность, это уже свершившийся факт. Всё! Я еду во Францию! Свершилось!

СТУДЕНЧЕСКИЙ ОБМЕН ИЗ УКРАИНЫ?

Вот, пожалуй, и всё, что касается оформления моего студенческого обмена. В завершение осталось вспомнить свой негативный украинский опыт, который, вместе с тем, отчасти был мне мотивацией. Мотивацией сделать по-своему и добиться своего, пусть и другими, пусть сложнейшими путями.
Украина находится на периферии интеграционных процессов, соответственно украинские граждане, в том числе студенты, не могут пользоваться какими-то бенефитами в рамках международных договоров. Так, к примеру, мне как гражданке Украины даже не полагалась даже скидка на визу. Кроме того, программа Эразмус – это программа, в первую очередь для  студентов стран-членов Евросоюза, все остальные – по мере возможности. Не могут граждане Украины и перемещаться по Евросоюзу или другим странам с правом на работу. Пока что для Украины отведена только незавидная доля источника нелегальных трудовых мигрантов. Безвиз, которого так ждали и о котором так мечтали, - только с туристическими целями. Этот режим не подразумевает учёбу, а, тем более, работу на территории ЕС. И то – для путешествий нужно иметь биометрический паспорт, а также средства, а также документы, подтверждающие цель поездки.
Из Украины я подавала документы на грантовые программы Польши, США, а также Германии и Австрии. Ни разу не прошла, думаю, по причине большого конкурса, а также отсутствия у меня опыта подачи документов и правильного их оформления. Я полагаю, в этом деле тоже нужно иметь сноровку и знания. Можно быть блестящей кандидатурой, но не уметь правильно заполнить формуляр и быть не в состоянии хорошо презентовать себя и свой проект.
Второй, а, скорее первый фактор успеха в подобных программах – это поддержка домашнего ВУЗа, которой у меня не было. Мало того, что Украина – непонятная территория для зарубежных партнёров, так ещё и на иностранных языках в украинских ВУЗах мало кто говорит. Таким образом, сбор референсов, которые требуют зарубежные школы, становится проблематичным.
Кроме того, международных договоров у украинских ВУЗов, мягко говоря, не густо. Помню, листая папку с соглашениями, находила там пожелтевшие страницы от царя Гороха. Забавно, имелся там даже договор с Монреальским университетом (!), но, видимо, за отсутствием движения студентов и преподавателей из Одессы в Монреаль и из Монреаля в Одессу, договор аннулировался сам собою, ибо в списке со стороны Монреальского никакой одесский договор не фигурирует. К слову сказать, у Монреальского университета нет договора ни с одним украинским ВУЗом, в то время как имеется договор с российским (Санкт-Петербург) и даже с Киргизией (!). Так, мы понимаем, что дружба и поддержка Украины Канадой большей частью на словах. Что же до простых граждан – то никаких преференций украинцы не имеют при подаче, будь то на учёбу, на работу или на иммиграцию в Канаду. Если вам известны реальные договора и реальные случаи обратного, если я заблуждаюсь и чего-то не знаю – напишите, пожалуйста, в комментариях, поделитесь информацией.
                Больше всего мне запомнился эпизод в кабинете проректора по международным связям моего одесского ВУЗа в далёком 2012-м году, последнем в моей аспирантуре. Я пришла с пакетом документов – в котором были референсы, рекомендательные письма с подписями заведующего и проректора по науке, мои языковые сертификаты, список научных публикаций и т.д. Сказала, что я хочу поехать в Страсбургский университет, с которым имеется договор, на короткую стажировку для завершения работы над своей диссертацией. По его выражению лица было видно с одной стороны,  что человек в шоке от такой наглости, с другой стороны, он смотрел на меня, я бы сказала, с презрением. Сказал, чтобы я шла в приёмную и изучила список договоров, а также сам договор – есть ли там такой пункт, который понимает обмен аспирантами. Добавил, «Пусть ваш заведующий ко мне подойдёт».
                Этот человек имел репутацию совершенно беззастенчивого взяточника во всех ВУЗах, где он работал, и я вообще удивляюсь – он работает до сих пор на той же должности, несмотря на пенсионный возраст. Впрочем, от меня бы он наверно брать что-либо побоялся, поэтому и попросил пригласить заведующего, с которым имел бы дело. Так, дорогие друзья, получается, что чтобы поехать по грантовой программе из Украины, чтобы получить эту бумажку с подписью и печатью и письмо в зарубежный ВУЗ – в большинстве случаев нужно пройти через какую-то непрозрачную процедуру личных взаимоотношений с мелкими чиновниками отправляющего университета. Хочется верить, что не во всех, но, судя по всему, во многих случаях, как вот и вышло на моём примере. И вместо того, чтобы помогать бедным, но талантливым студентам, эти программы помогают богатым и тем, в которых есть связи и влияние, которые и так могут поехать учиться и стажировать в любую страну мира благодаря своим родителям и финансовому достатку.
                Хотя я знаю примеры очень толковых, но небогатых студентов, которые смогли вырваться за рубеж – я вам могу сказать, что это скорее, не благодаря, а вопреки. Хотя и мир не без добрых людей, изредка и может найтись хороший руководитель, профессор, заведующий, но в целом украинская система нисколько не помогает, а скорее мешает международной мобильности.
                Это что касается документов. Что касается материальной поддержки – то говорить не приходится. У Украины нет денег. Опять же, не удивлюсь, если дети чиновников, может быть, и ездят за рубеж за государственный счёт, но то, что простые смертные ездят по международному обмену либо за счёт иностранных грантов, либо за свой собственный – это точно. За все три года аспирантуры мне удалось лишь однажды компенсировать четыреста пятьдесят гривен за поездку на конференцию в Крым.
                Но я не из тех, кто просто так будет мириться с несправедливостью. Я скорее попытаюсь восстановить равновесие. Пока есть силы. Ради осуществления мечты – поездки на учёбу в Европу мне пришлось пройти многолетний и затратный путь эмиграции, получить резидентство другой страны, поступить заново в университет и отучиться в нём. Пришлось пережить все «прелести» и «радости» эмиграции. Кроме того, нужно было более года поздними ночами работать на этом днище, в кол-центре, девять месяцев совмещая учёбу фул-тайм с работой фул-тайм – чтобы оплачивать свои счета, в том числе, за учёбу.
                Однако, как бы долго и мучительно всё это ни было, в целом я довольна. Довольна восстановленной справедливостью. Мир не только для богатых. Рада, что я во Франции. Франция и путешествия по Европе в общем-то не потеряли своей ценности для меня за эти семь лет. Напротив, помимо всего прочего, я безумно счастлива провести эту зиму вне Канады, вдали от этого ужасного и затяжного холода, гололёда, снегопадов и ветродуев.

Январь 2019, Капитоль - главная площадь Тулузы

***
                Бегите навстречу своей мечте, идите, а когда не будет сил – ползите, или хотя бы лежите по направлению к своей мечте – и она обязательно осуществится. И если мечта настоящая – она будет актуальна для вас в любое время жизни.
                В следующих публикациях я расскажу вам о своём поселении во Франции, о городе Тулуза и о своём третьем в жизни университете – Université Toulouse Capitole 1. Следите за обновлениями! Кроме того, новые путешествия вдохновили меня завести Инстаграм! Город на столько интересный, что хочется просто унести его с собой в телефоне. Даже с учётом пасмурной погоды первые недели и малое количество фотографий на первых парах – у меня уже более пятиста фото, слишком много для этого блога. Поэтому самыми лучшими фото из путешествий буду делиться в Инстаграме с короткими описаниями и комментариями.
https://www.instagram.com/odessitka_olena/ - Подписывайтесь!
                До новых встреч!

Комментариев нет:

Отправить комментарий