четверг, 30 ноября 2017 г.

Коммунально-бытовые услуги в Канаде или cтранное утро

Коридор после ремонта водопровода

Здравствуйте, дорогие друзья!
      Столько всего загадочного и необычного происходит в жизни эмигранта, если не каждый день, то вполне себе регулярно. Новые публикации можно было бы постить очень часто, да только времени на это, к сожалению, нет, хоть секретаря заводи, который бы на ходу всё записывал, и чтобы грамотно и без ошибок, с толком, чувством и расстановкой.
     И всё-таки не могу не поделиться с вами рассказом об одном незначительном, но курьёзном происшествии, случившимся со мной этим летом.
Как я неустанно повторяю на протяжении последних двух лет – здесь, в Канаде, всё шиворот-навыворот и задом наперёд. И жизнь порой приобретает причудливые формы с точки зрения человека, который читает меня из-за бугра.
   Одна из особенностей, к примеру, то, что в государственных инстанциях всё очень структурировано, организовано, с гражданами, как правило, обходятся вежливо, все процессы расписаны как по нотам и имеют свои сроки, которые в подавляющем большинстве случаев соблюдаются. Словом, общение с различного рода государственными инстанциями не вызывает стресса, и в большинстве случаев сводится к минимальным манипуляциям онлайн, по телефону или традиционной почтой.
    Однако, что касается коммерческих структур или мелких частных предпринимателей, которые предоставляют населению всевозможного рода услуги, здесь дела обстоят вовсе не так радужно. Я бы сказала, качество услуг в Канаде, мягко выражаясь, хромает, кашляет, спотыкается и падает. А если принять во внимание нехилые, а порой зашкаливающие цены, то уж тем более возникают вопросы. Взять, к примеру, ту же мобильную связь. Или услуги общественного питания. Да много чего ещё. В том числе всё, что связано с недвижимостью и сопутствующими бытовыми услугами.
***
     Одним солнечным летним утром в шесть двадцать утра по Восточному времени я проснулась от того, что в мою квартиру вошёл незнакомый мужчина, который открыл дверь своим ключом. Признаюсь, такого со мной ещё никогда не случалось, видимо, этим и объясняется степень моего крайнего удивления.
       Тремя неделями ранее на моём телефоне раздался звонок от владельца квартиры, которую я арендую. Он спросил, принимала ли я сегодня утром (!!!) душ? А далее сообщил, что ему нужно зайти ко мне, причём срочно, т.к. ему позвонил сосед со второго этажа и пожаловался на то, что по стене у входа в квартиру бежит вода. Франческо, назовём его так, прибыл через пару часов с целью расследовать, что происходит. В самом деле, когда я включала воду у себя в ванной, по стене коридора этажом ниже, начинала струиться вода. Потолок и часть стены уже успели основательно намокнуть, сползла штукатурка, а на полу образовалась небольшая лужица.
        Хозяин попросил у меня ключи от квартиры на случай того, если вдруг сантехник придёт на вызов, а меня не будет дома. Я сказала, что обязательно постараюсь быть дома – главное мне заранее позвонить и проинформировать, на какое время назначен визит мастера. Однако на всякий пожарный случай – ведь не могу же я сидеть и сторожить квартиру круглосуточно, – я дала ему ключи. При том, что я знаю, что у него есть свои. И он знает, что я знаю. Но чтобы не лезть в бутылку и сделать  с моей стороны максимум того, чтобы ускорить процесс – я отдала ему дубликат ключей.
       Выходя, мой лендлорд задумчиво бросил: «Я вызову сантехника. А ты принимай свой душ. Будем на связи». «Спасибо за разрешение» – подумала я. И про себя добавила, интересно, сколько времени пройдёт с этого дня до момента, когда сантехник переступит порог моей квартиры? Мысленно дала своему хозяину неделю, зная, как быстро в Канаде делаются дела, особенно, такие. Однако я ошибалась.
       Для тех, кто не знает - уточняю. В съёмной квартире практически нельзя ничего делать самостоятельно. Это чужое имущество, поэтому всё, что бы ни происходило в бытовом плане, нужно доверять домовладельцу, никакой самодеятельности или импровизации. 
       Прошло больше недели, в течение которой никаких звонков или новостей от хозяина не поступало. Внезапно в один из вечеров, когда я была на лекции в университете, зазвонил телефон, а за звонком последовало голосовое сообщение в авральном тоне, что, мол, срочно я должна быть дома или дать своё разрешение на то, чтобы консьерж вошёл в мою квартиру. Что, мол, он ждёт на пороге, а меня нет, а вода бежит по стене и нужно сию минуту решать эту проблему.  Я перезвонила, сказала, что разрешение заходить в квартиру в моё отсутствие консьержу, к сожалению, дать не могу, и что смогу быть дома через полчаса, если он может меня подождать.
- Хосе - честный парень. Я его знаю двадцать лет, он на меня работает всё это время. Ты мне не доверяешь?
- Безусловно, я вам доверяю, однако я его ни разу не видела, я его не знаю, и согласия дать не могу. А может ли Хосе прийти в то время, когда я дома? Завтра, например?
- Завтра он не может, он будет в среду в семь вечера.
- В среду только в семь? А возможно ли раньше?
        Если вы у меня спросите, что проще – назначить рандеву с генеральным директором крупной канадской компании или с консьержем многоквартирного канадского дома, я отвечу однозначно, что встретиться с высокопоставленным лицом значительно проще. Во всяком случае, в моём конкретном случае. Доказательством того в частности является то, что я, прожив почти два года в этой квартире,  этого неуловимого Хосе, в обязанности которого входит следить за порядком в доме – не видела ни разу. Я чаще вижу самого хозяина, которому не лень заходить ко мне и другим жильцам и самостоятельно делать ревизию в случае какой-либо неисправности. Однажды, тоже, кстати, в связи с сантехнической проблемой, консьерж по наводке лендлорда приходил – без всякого предупреждения, и, не застав меня дома, оставил записку со своим номером телефона. Вот и всё наше общение за неполных два года.  При том, что лендлорд велел общаться с Хосе только через него. То есть по идее я не могу просто так взять и набрать номер консьержа, если мне что-либо понадобится. Вот такие суровые местные нравы.
         Путём долгих переговоров с Хосе рандеву со среды вечера, когда меня нет дома, удалось перенести на вечер субботы. Ибо ни в четверг, ни в пятницу, ни в какое время суток (!!!) он, представьте себе, не мог явиться.
         Но в среду позвонил Франческо и ругался, почему не состоялась встреча с консьержем, и что, мол, бежит вода по стене, и вообще он платит ему двадцать пять долларов в час (!!!), а меня не было дома, и в следующий раз за визит я сама должна буду заплатить (!!!). В тот момент мне захотелось пошутить и сказать Франческо, что за такую зарплату он может нанять на работу меня, и я буду выезжать к клиентам в срочном порядке в любое время. Но, помня, что канадцы независимо от происхождения, лишены чувства юмора и не понимают шуток, воспринимая всё буквально – прикусила язык.
    В субботу Хосе позвонил, что удивительно. Наверно сказались мои многократные увещевания, что нужно звонить перед визитом, т.к. я не могу сидеть дома целый день лишь в ожидании его, как это ни странно, у меня, понимаете ли, есть дела и обязанности вне дома. Однако вместо вечера он пришёл в обед. Теперь вы начинаете догадываться, почему назначить рандеву с президентом корпорации проще, чем с консьержем Хосе, и я не иронизирую?
Итак, не прошло и 11 дней с того момента, как вода начала бежать по стене второго этажа, и мега-встреча с консьержем моего дома состоялась. Хосе с очень серьёзным видом, несколько раз проведя нехитрые манипуляции, удостоверился, что виной утечки не являются бреши в силиконе (!!!), который изолирует поверхность между плиткой и ванной, а нечто другое.
- Это не силикон. Потому что здесь сухо. Вы видите? – он показал мне сухую салфетку, которой он провёл по поверхности керамической плитки на стене.
- Причина где-то внутри, но я не сантехник, в этом не разбираюсь, - продолжал он. - Нужно вызывать настоящего специалиста по сантехнической части.
Вам уже смешно. Но это ещё не всё. Этого визита оказалось недостаточно. Мой лендлорд не хотел верить ни своим глазам, ни своим ушам. Поверить в то, что, хочешь-не хочешь, а придётся раскошелиться на энное количество канадских долларов на оплату труда сантехника, и, не дай бог, возможно, даже на покупку необходимых материалов и запчастей. Хосе был послан ко мне во второй раз….. С целью удостовериться, правильно ли у меня висит шторка в душе. Ну, то бишь, возможной причиной утечки может быть то, что я во время принятия душа штору оставляю краями не внутри, а снаружи ванной и вода стекает прямо на пол, да в таких количествах, что уже через пару минут она начинает струиться внизу, с потолка второго этажа. И, что немало важно, предыдущие два года с моей манерой принимать душ, равно как и со шторкой, было всё в порядке, и вдруг только сейчас что-то пошло не так……
        Словом, знаете, в этой ситуации я почувствовала, что будто я в каком-то глубоком Совке в худшем его проявлении – помните, когда уже всё разваливалось, упадок и разруха. Как в фильме «Афоня». Когда звонишь или приходишь в свой ЖЕК по месту прописки, оставляешь заявку на вызов сантехника, а тебе говорят, что сантехников нету, или их мало. Да и те, кто числится, – ушли в запой. Ну а если мастер и придёт через несколько дней или даже недель – знайте, что материалов никаких нету. Заменить унитаз или смеситель он вам не сможет. Замкнутый круг. И ты чувствуешь себя абсолютно бессильным перед лицом уродливой, но отлаженной системы.
          Мы все здесь взрослые люди и понимаем, что все эти танцы с бубном – для того, чтобы                
а) сделать максимум для того, чтобы арендатор не трезвонил и не обращался в случае поломок,
б) чтобы протянуть максимум времени с момента поломки до момента, когда из кармана лендлорда (или владеющей компании - неважно) будут перечислена сумма денег подрядчику на устранение неполадки.
Для тех, кто не знает, поясняю. В Канаде очень высокие ставки заработной платы (в сравнении со многими другими странами мира, которые не входят в число развитых). Минимальная зарплата на сегодня  – около 11 долларов в час, и это самый примитивный неквалифицированный труд. Поэтому все услуги, где задействован человек – выходят очень дорогими, мягко говоря, влетают в копеечку. К примеру, в Канаде уборка – очень дорогое удовольствие. В офисе на моей первой работе уборщик Педро приходил….1 раз в неделю. Не каждый день, не через день. И не раз в неделю на 3 часа. А один раз в неделю на 1 час, половину из которого он трепался со мной или другими сотрудниками офиса. Надо ли говорить, как дорого в Канаде  стоят услуги сантехника, электрика и многих других мастеров, производящих всевозможные виды хозяйственных и строительных работ? Конечно, то, что несёт Франческо в порыве жадности, говоря, что он платит консьержу 25 кад, а за вызов сантежника – 300 кад – не соответствует действительности. Но тарифы на мастеров и в самом деле недешёвые, с учётом того, что наверняка существуют минимальные расценки за вызов – ведь специалист должен приехать, уехать, посмотреть с умным видом, словом, отделаться оплатой 10 или 30 минут работы, вряд ли получится.
                Кстати, жена Хосе работает здесь же, уборщицей в нашем доме. Её я вижу чаще, чем самого Хосе, но не сказать, чтобы сильно регулярно. Я бы сказала, уборка производится не чаще, чем раз в полтора, а то и два месяца. В летнее время года, когда на улице чисто, она, кажется, убирала всего один, максимум, два раза. В зимнюю пору мадам приходит после снегопадов, когда от тающего на ботинках снега на лестничной клетке образовываются лужи и грязь.
                 Но вернёмся к нашему основному сюжету. После второго контрольного выстрела в голову визита консьержа на предмет проверки шторки душа стало понятно, что всё-таки нет другого выхода, как назначать визит сантехника. Для этого потребовалось ещё около недели (!!!). А вода, как вы понимаете, никуда не девается – течёт по стене себе спокойно всё это время. Я же не могу остановиться жить и перестать мыться, в конце концов. Несмотря на то, что мне жалко дом – он и так старый, а тут ещё и завалится, не дай бог, от таких пертурбаций. С другой стороны, это не моё имущество. Если лендлорду плевать на эту дело – то мне уж тем более.
                Итак,  мы плавно подошли к тому моменту, когда без всякого предупреждения ко мне ввалился сантехник ни свет ни заря. Ему бросили ключи от моей квартиры таким образом, что он был в полной уверенности, что в квартире никто не живёт. Но я-то была дома, и о столь раннем визите ничего не подозревала. Попросила его подождать, ибо  мне нужно пару минут времени, чтобы их принять. Правда, кажется, ему и самому было неудобно за такое некомильфо, и мастер истово извинился наверно раза четыре.
                Специалистов было двое, но и этого количества оказалось недостаточно не только для немедленного устранения, но и для правильной диагностики поломки. Они деловито смотрели, поднимались, спускались с этажа на этаж, переговаривались друг с другом. Кроме «Bah, ouais» мне было ничего не понятно, ибо рабочий класс в Квебеке, как известно, разговаривает на своём жаргоне, кроме них самих, никому не понятном.
                Ах да, ещё одной характерной особенностью канадского рынка труда является то, что здесь почти все профессии в целом и каждая в отдельности разделены на множество под-профессий, специальностей, специализаций и сфер компетенции. Грубо говоря, каждый работающий человек – представитель ли белых или голубых воротничков, врач или строитель, инженер или переводчик – узкоспециализирован. Видимо, это касается и сантехников тоже. По всей вероятности, парень, который разбудил меня тем утром, является младшим научным сотрудником сантехником. Который может взять плоскогубцы и подтянуть капающий кран, к примеру. Или поменять смеситель. А для более крупных работ нужно привлекать доктора сантехнических наук или нанимать целую бригаду.
                В моём случае потребовалось четыре человека и три дня для диагностики и устранения поломки. Причём в первый день они даже не смогли установить причину, а среди потенциальных были названы такие как: «Все трубы в порядке. Вода течёт сама по себе неизвестно откуда». Кроме того, они даже пытались прорваться к моей соседке сверху – мол, может, проблема на четвёртом этаже (это при сухом потолке в моей квартире!). Но тщетно, никто не открывал дверь, да и мой телефонный звонок остался без ответа: кореянка уезжала на каникулы в Европу. Также была выдвинута универсальная причина всего и вся в Канаде, а именно климатические условия. Они даже выходили на мою крышу посмотреть на внешнюю стену дома, потому что решили, что возможно, вследствие обильных дождей, которые пережил Квебек этой весной (два месяца назад, чтобы вы понимали), вода поступает откуда-то извне (!).
Рабочие запарились, пока гоняли по крутым лестницам моего дома.
- У тебя жарко. Почему ты не купишь кондиционер? Всего 20 долларов на кижижи.
- Не куплю. Я здесь временно живу. Мечтаю переехать в роскошный особняк неподалёку. Или хотя бы в кондо.
- Ну, удачи тебе! – пожелали мне работники, на чём и распрощались.
                На второй день они вдруг обнаружили, что вода течёт из пробоины, которая образовалась в трубе горячей воды. Эта труба была немедленно перекрыта, и я оставалась без горячей воды около суток. Хорошо, что было лето.                  На третий день неполадка была устранена. Итого весь процесс занял три недели, потребовалось два визита консьержа (совершенно бессмысленных по своей сути) и четыре сантехника. Сколько это обошлось в долларах, я не знаю.
                Но это не всё. Главное, что в потолке второго этажа осталась дыра, заботливо заклеенная скотчем, что было бы полбеды. В стене моей спальни теперь появилось отверстие, ибо им зачем-то потребовалось распилить её. Для тех, кто не в курсе – уточняю. Стены в канадских домах сделаны, как правило, из опилок или фанеры. В стене моей спальни было отверстие, ведущее к коммуникациям, находящимся между этажами. Оно было закрыто маленькой фанерной дверцей. Зачем им потребовалось резать – я не знаю, ибо пространство достаточное для манипуляций. Думаю, им просто так было удобно, и они даже не задавались вопросом – надо или не надо, а уж тем более и не думали спрашивать меня. Интересно, если бы надо было полспальни расхреначить – тоже же бы глазом не моргнули? В итоге дверца меньше нового проёма в стене, и теперь там дыра и сквозняк. Грубо говоря, в эту дырку я могу прокричать «Привет» своему соседу, когда он будет проходить по коридору внизу. Мама говорит, что моя энергия туда утекает, и это нехорошо…..
***
                Вот такие у нас коммунальные услуги. Такая у нас в Монреале недвижимость. Правда, есть тут такое управление, называется Régie de logement. Теоретически, туда можно написать жалобу на своего рабовладельца домовладельца, но мне даже трудно представить, сколько тонн бумаги туда поступает ежемесячно и еженедельно. Ни разу не слышала, чтобы кто-то решил позитивно свою проблему, связанную с качеством съёмного жилья или взаимоотношениями с хозяином. Разве что, быть может, в совсем вопиющих случаях, может, компенсацию какую выбить удаётся. Но не факт. К примеру, одна моя знакомая живёт в доме, в котором весь этаж страдает от жильцов одной-единственной квартиры. Там живёт семья на соцобеспечении, они заказывают пиццу на дом и прочий фаст-фуд, сами из квартиры почти не выходят, мусор не выносят и не убирают, соответственно их жилплощадь является рассадником тараканов, которые расползаются по всем соседним квартирам. И уж сколько жалоб в разные инстанции жильцы ни писали – ничего не помогает. Разве что санэпидемстанция  приезжала, инспектировала, проводила дезинсекцию, и не раз. Но понятное дело, что через короткое время история с прусаками продолжается по новой. А выселить таких клиентов невозможно – платят-то исправно. Так что порой единственный выход борьбы с нерадивыми соседями или недобросовестными арендодателями – это переезд на другое место жительство.
                Есть, конечно, и хорошие хозяева, но их, пожалуй, не сильно много. Поэтому я бы не советовала въезжать в старый дом или в неремонтированную квартиру. По правилам после каждого жильца должна быть осуществлена по крайней мере покраска стен и мелкий ремонт. Но это не всегда так. Иной раз хозяин может пообещать сделать всё после подписания бая, но это не значит, что он обязательно сдержит слово. На таких условиях, пожалуй, не стоит арендовать, а лучше подыскать другой вариант.
                У меня в квартире был кое-какой ремонт незадолго до моего вселения. Стоит новая вытяжка, которой я почти не пользуюсь. Зато не работают две конфорки в плите, и что-то не так с холодильником. Морозилка то морозит, как положено, то очень слабо – и мороженое тает. Может быть, это какой-то фабричный брак. И это не холодильник «Самсунг» как у меня дома в Одессе. В Канаде съёмные квартиры оснащены стандартным набором однотипной, самой дешёвой бытовой техники. Если что-то полностью поломается – тогда да, поменяют. И то, представляю, как будет падать в обморок мой лендлорд и говорить, что холодильник стоит две тысячи долларов…..
                А ещё бомжи. Они околачиваются возле моего дома почти круглый год, а в тёплую половину года – здесь живут и тусуют. Владельцы бизнесов в округе, конечно, недовольны, часто вызывают полицию или  скорую. Свидетелем таких инцидентов я являюсь каждую неделю. А что толку? Скорая иной раз заберёт упоротого, а на следующий день глядишь – он опять, тут же валяется. Или полицейские. Приезжают, спрашивают их документы, мол, как звать, что здесь делаешь? Поговорили и разбежались. Что хуже всего – то, что у моих бомжей просто чуйка какая-то на гостей. Не очень часто ко мне кто-то приходит, но я могу гарантировать, что именно в тот день или вечер, когда у меня будут гости – обязательно кто-то будет лежать прямо под дверью, и мне приходится краснеть за такое неудобство. Приходится переступать через человека или подвинуть его, чтобы войти в дом.
                Зато на дорогу на работу я трачу 10 минут пешком. Плюс время подняться в лифте непосредственно в офис. Мне не нужна ни машина, ни автобус, ни метро. И не только на работу, а что бы ни происходило – я всегда иду пешком, ибо все как деловые, так и развлекательные инстанции находятся неподалёку здесь, в центре, на расстоянии 10-20 минут пешей ходьбы от дома.
                Впрочем, не у всех есть такое преимущество, которое компенсировало бы неудобства съёмного жилья. Поэтому каждый арендатор в Канаде мечтает переехать в собственное кондо (так здесь называют обычные квартиры в нашем понимании), а владелец кондо - поскорей перебраться в частный дом. Преимущество кондоминиумов, во-первых, в лучшем соседстве (по идее), а также в том, что внутри квартиры можно делать почти всё что угодно, во всяком случае, чинить смесители, менять раковины, перекрашивать стены и так далее. С другой стороны, и у этого вида жилья есть свои существенные недостатки. В частности, к примеру, проблема «плачущих» окон. Окно нельзя менять самостоятельно – это задача управдома. Упирается в деньги, поэтому и здесь можно стать заложником ситуации и быть втянутым в неприятную волокиту.
***
                В завершение хотела рассказать удивительную историю одного человека.
                В Одессе последние двадцать лет я жила в кооперативном пятиэтажном кирпичном доме спального микрорайона «Черёмушки». И был у нашего дома свой домовой сантехник все эти годы, назовём его Пётр. От сантехника в традиционном нашем понимании Пётр отличался разительно, в частности своей обходительностью, некой врожденной аккуратностью и интеллигентностью. Он был вхож в наш дом, несмотря на то, что мама не любит принимать чужих людей. На протяжение долгих лет Пётр делал нам не только все виды сантехнических работ, но и другие ремонтные работы. С нас денег брал не очень много, а иногда и вовсе отказывался принять оплату. Иной раз, когда мама видела открытую дверь в подвал, которая находилась в нашей парадной – могла просто так позвать Петю на пять минут, сварить ему кофе и угостить бутербродами. При этом он всегда был на бегу, всегда спешил, т.к. работал, пожалуй, все семь дней в неделю, причём по всему городу. С раннего утра до позднего вечера. У Петра была большая семья, непутёвые сыновья, и внучка, которую они с женой воспитывали как дочь. Мама отдавала для неё мою одежду и игрушки. А однажды я даже ходила с Петром к нашему дантисту – чтобы тот записался на приём и полечил уже давно болевшие зубы.
                Мама: «Я знала, что у него есть какая-то тайна. Иногда даже пыталась как-то узнать, разгадать её. Но Пётр не хотел раскрыться. Несмотря на то, что нередко делился со мной некоторыми переживаниями, узнавал моё мнение и даже прислушивался к моим советам».
                Однажды утром мама позвонила Петру, чтобы договориться о времени, когда он должен был прийти и поменять нам бойлер. Трубку взяла жена, и на том конце телефона мама услышала «Пети нету. Он умер».  Накануне Пётр вернулся с работы чуть раньше обычного, потому что плохо себя чувствовал, а под утро скончался от инфаркта. Это был настоящий шок даже для меня, трудно представить, что пережила его семья. Его сын, мой ровесник, не мог сдержать слёзы даже спустя месяц, когда мы встретились у входа в подвал – он тоже работал сантехником, какое-то время завершал дела отца, в том числе и в нашем доме.
                На похороны Петра пришло около ста человек. И все были его коллегами –по цеху....сотрудниками Одесского государственного цирка. Оказалось, что всю свою жизнь Пётр проработал в оркестре цирка – играл на флейте. Ни в нашем доме, ни, тем более, в других домах, где Пётр выполнял сантехнические работы – никто не знал, кто он на самом деле. Так же и в цирке не знали, чем Пётр занимается в свободное от репетиций и представлений время.

                Надеюсь, вам понравилась моя история в такой хмурый и прохладный декабрьский день. Следите за обновлениями и до новых встреч!

P.S.
Кому понравилась эта статья, вот мои предыдущие по теме:

Даун-таун в дыму или загадочный пожар на моей улице
Квартирный вопрос
Моя первая квартира в Монреале
Интернет-связь в Монреале и очередная загадочная душа

Комментариев нет:

Отправить комментарий