четверг, 24 ноября 2016 г.

Даун-таун в дыму или загадочный пожар на моей улице

Photo: Momo El-Salahi (via Twitter)

        И недели не прошло после пожара в Китайском квартале, унёсшего жизнь исторического здания, которое в 1896 году размещало первый в Канаде кинозал, как вот – опять пожар, и снова в центре города.
Услышать по радио в горячих новостях  о горящем доме и понять, что это мой адрес – это сильно.  Ну, слава богу, не мой, а дом напротив.  Пострадавших нет, кроме, собственно, самого здания, которое выгорело дотла. Что ж, обо всём по порядку.

АВАРИЙНЫЙ ДОМ В АРЕНДУ?
В августе прошлого года я приехала в Монреаль и стала искать квартиру, где бы поселиться. Я посмотрела немного вариантов – 6 квартир в 4 домах, и все были в районе Плато Мон Руаяль, расположенном в центре города. Примечательно то, что среди потенциальных вариантов была и квартира в доме, который вчера приказал долго жить. Я смотрела квартиру на третьем этаже - 2,5, похожую на мою нынешнюю, но больше по площади и, соответственно, по цене. Этот объект предлагался за 750 кад в месяц плюс электричество. Цена была для меня не очень приемлемой – дорого, но дело было в первую очередь не в деньгах, а в том, что мне этот вариант совсем не понравился. Мало того, что снаружи дом смотрелся несколько зловеще, но вход и лестница выглядели довольно убитыми, да и состояние самой квартиры тоже не впечатляло. В итоге я арендовала квартиру в соседнем доме, где и живу по сей день, и вполне довольна. Мой дом, тоже довольно старый, но я предполагаю, что всё-таки чуть более «новый». К тому же, недавно в нём был сделан капитальный ремонт. Лестница и все внутренние помещения отремонтированы, покрашены, здание оборудовано системой видеонаблюдения. К тому же, в самой квартире, видимо, тоже проводился ремонт пару лет назад, в частности, меняли и сантехнику. А ещё у меня новая вытяжка. Правда, на плите не работают две конфорки. Ну, не бывает всё идеально!
Кстати, про свою квартиру и особенности аренды жилья в Монреале я писала в самом начале блога Моя первая квартира и Квартирный вопрос.

Photo: Google Maps

Итак, дом R.S. Muir & Co – историческое здание 1875 года постройки на проспекте Парк. Остаётся только гадать, кто такой был мсьё, а, скорее, господин Muir и что у него была за компания – предприятие, которое размещалось здесь 140 лет тому назад. В прошлом году у меня была возможность поселиться в этом здании, подписав бай, пусть не на год, до сентября, а до 1 июля 2016 – дня переездов. Я-то отказалась, но получается, что кто-то ведь согласился? И жил в аварийном здании, ещё и платил такие большие деньги за аренду? Или они даже не дожили до конца действия договора аренды, а эвакуировались раньше? Трудно сказать. Но мне почему-то кажется, что арендаторы жили там до июля. Дело в том, что на тот момент владельцем этого дома, как и соседнего, как и моего, а также многих других на Плато Мон-Руаяль является один и тот же человек. Мой лэндлорд, он же проприетер[1] - итальянец, который владеет компанией, которая, в свою очередь владеет недвижимостью в центре Монреаля и сдаёт её в аренду. Очень богатый. Вместо машины, у него огромный джип, длиною с автобус. Одевается, как и положено итальянцу – с иголочки, дорого и по моде. Пару раз в год ездит на родину. Очень жадный. И ему не лень общаться с арендаторами лично, в частности, с такими, как я. Когда у меня случается какая-то поломка, я звоню ему, но он не спешит вызывать мастера, а сначала приходит сам, на предмет – может быть, поломка не на столько серьёзная, и он сам может её устранить. Надо сказать, выглядит это довольно забавно.
- Вы повысили мне арендную плату, но никакого ремонта или улучшений не сделали, - пожаловалась я.
- На сколько?
- На 8 долларов в месяц.
- Как? Всего на 8?! Другим на 20 повысили, а кому-то и на все 40.
- Но для меня и 8 долларов – много. Это получается почти 100 долларов в год. К тому же, эта квартира очень маленькая, очень. Даже для одного человека очень мало места.
- Олэна, всё дорожает, услуги, товары. А мне ещё и моргидж надо платить, - причитает хозяин.
Моргидж ему надо платить. Но я ему не верю – может быть, он уже и выплатил, и дом – это его собственность. До этого он мне сказал, что за вызов сантехника заплатил 300 кад. Сказочник. Да, сантехники здесь дорогие, но не до такой степени…

http://ici.radio-canada.ca/

УТИЛИТАРНЫЙ ПОДХОД К ИСТОРИИ
И вот мне интересно, как же это здание «списали», когда оттуда съехали жильцы, которые платили за аренду и электричество? Кому оно стало принадлежать, когда стало заброшенным? Итальянцу? Банку? Муниципалитету города Монреаль? Кому теперь принадлежит эта земля, когда дома не стало? Здесь капитализм, поэтому я сомневаюсь, что город владеет хотя бы парой квадратных сантиметров, включая саму мэрию, в которой заседает многоуважаемый мсьё Кодэр. Всё принадлежит частным компаниям или отдельно взятым людям, или корпорациям и банкам, на худой конец. Надо сказать, что кусок этот довольно жирный. Проспект Парк (Parc Avenue)– одна из главных артерий Монреаля, проходящая практически через весь город. Названа в честь Парка Мон-Руаяль, который был основан в 1876 году. С 1960-х годов за улицей, как водится, закрепился французский вариант названия Avenue du Parc. Однако в 2000-х было принято решение переименовать эту улицу в честь Robert Bourassa – выдающегося местного политического деятеля. Почти решили, но потом передумали. Проблема была в том, что тогда название станции метро «Парк» перестаёт соответствовать действительности, а переименовать её не позволяет действующий мораторий на переименования станций метро в Монреале.
Что ж, поселиться в центре города и всех событий могут себе позволить либо очень богатые люди, либо студенты, либо такие вот неисправимые странники-романтики типа меня. Квартал находится в двух шагах от университета UQAM и Площади Фестивалей, в трёх шагах от университета Макгилла, и в одном шаге от парка Мон-Руаяль с одной стороны и парка Жан-Манс с другой. Этот квартал заполнен кафетериями всех мастей, здесь есть и круглосуточные магазины, и супермаркеты, а по соседству, на следующей станции метро Макгилл - крупнейший в городе торговый центр. Не знаю, кто владелец этой земли, но этот пожар, пожалуй, развязал инвесторам руки. Соседний участок и так уже давно пустует и, несмотря на вывеску и проволочный забор – никто там ничего не строит. А вот теперь свободная площадь увеличилась и здесь можно соорудить очередную студенческую резиденцию, как вариант. Или кондо с дорогими апартаментами с красивым видом на гору Мон-Руаяль и небоскрёбы.
Вообще, отношение к истории в Америках никакое. Для них история – это то, что было вчера в лучшем случае. Здесь народ живёт потребностями сегодняшнего дня, текущего момента. И, несмотря на то, что Монреалю ни много, ни мало, а 374 года, выглядит он довольно новым и молодым, даже в сравнении с моим родным городом Одессой, которой всего 200 лет с небольшим. У них даже в музеях совсем немного экспонатов, артефактов из старой жизни – видимо, всё куда-то подевалось, сгорело, пропало и кануло в Лету. Что касается зданий, то они и сами этого не скрывают, мол, из-за архитектурного вандализма, исторические здания в центре города были снесены, а на их месте выросли небоскрёбы из стекла и бетона. Правда, несмотря на всё это, в Монреале до сих пор осталось довольно немало старинных католических базилик и других культовых сооружений. Однако судьба многих из них довольно туманна, некоторые находятся в заброшенном или полузаброшенном состоянии уже не первый десяток лет…. Словом, сдаётся мне, что методы расчистки места под дорогую коммерческую недвижимость в престижных кварталах, что в Одессе, что в Монреале – одинаковы. Объявить аварийность, не ремонтировать, потом какой-нибудь пожар или саморазрушение, и концы в воду. И да, не забываем ещё и про страховые выплаты. Мало того, что "случайный" пожар - это бесплатный способ сноса ненужного здания, так ещё и бабла по  страховке можно срубить. Вот и про это здание мэр города прокомментировал, что оно как бы историческое, но "в списках на значится". Где-то я что-то похожее уже слышала. Впрочем, в Одессе не только списки, но и таблички не помогают. Если в Одессе нужно снести старинное здание, за некоторое время до начала работ, с него таинственным образом пропадает табличка "памятник архитектуры".....

Вид на пожар с моей крыши

ПОЖАР И ГИБЕЛЬ ДОМА

Но вернёмся к пожару. В тот день ничего не предвещало беды, было обычное утро. Но вдруг я увидела в окно, как небо становится серым, а в какой-то момент в комнате совсем потемнело. Солнце скрылось за огромным и густым клубнем дыма. Я открыла дверь и выглянула на лестничную площадку – чувствовался запах дыма, витавший в воздухе. «Может, это мой дом горит? Но наверно нет, иначе меня бы уже кто-то спасал», – подумала я. И в это же время я услышала по радио новость о том, что на Плато Мон Руаяль происходит огромный пожар. Я спустилась вниз и высунула было нос наружу, но быстро засунула обратно – т.к. на улице происходило что-то страшное: густой серый дым, толпы пожарных, огромное количество шлангов, протянутых по земле, и ручьи воды. На борьбу с огнём прибыло 40 единиц  техники и более 120 (по некоторым данным 140) пожарных. Такой вот маленький «чернобыль» по-канадски прямо у меня под боком. Около получаса у меня в доме не было электричества. Думаю, это было связано с пожаром, т.к. это было вообще первое отключения электроэнергии за всё время, что я живу в Канаде. Хорошо, что сразу включили, иначе стало бы холодно, и даже чаю не согреть в таких условиях. Пришлось бы ретироваться из дома.

5 часов вечера, дом пока ещё стоит

4 июля – видимо, как раз после выселения людей и объявления дома нежилым, была последняя пожарная инспекция дома, и тогда же пожарные взяли его на карандаш как очень огнеопасный и в зоне риска в связи с наличием большого количество возгораемых материалов. Вообще-то сказать, не думаю, что дерева в том здании меньше, чем, скажем, в доме, где живу я или в любом другом. Дело в том, что в Монреале практически все дома построены из дерева. Но предполагаю, что огнеопасным они его назвали потому, что там отсутствовала одна из перегородок между этажами, а значит, если пожар начнётся, он сразу образуется на двух этажах, вскоре перекинется на другие и захватит всё здание.  В итоге, собственно, всё так и вышло. В первых новостных заметках было указано о том, что скуаттеров в доме не наблюдалось, там никто не жил, но уже в других, причём англоязычных статьях написали, что было установлено, что два дня назад дом был вскрыт и занят этими самыми скуаттерами.[2] Если мыслить логически, то, на мой взгляд, всё довольно однозначно: в моём квартале обитает минимум около десятка, а то и два – бомжей. Причём как раз на пустыре возле этого здания они и тусуют. Ну и возле магазинов, конечно же. Я думаю, что они могли поселиться в этом доме сразу, как только он стал заброшенным, ещё летом. Но лето было жарким. А вот в понедельник, 21 ноября, как раз за два дня до пожара, выпал снег, в Монреаль пришла зима. Поэтому тут уж без вариантов – если они до того не жили, то вот с наступлением холодов им точно пришлось там поселиться. Другой вопрос, может быть, они там разводили костёр, чтобы согреться?

Надо отдать должное стеклоизоляции у меня дома – как ни странно, дым ко мне в квартиру не просочился, несмотря близость эпицентра возгорания. Пожарные боролись с огнём целый день. Квартал был перекрыт с обеих сторон четырьмя полицейскими машинами (по две с каждой стороны). Вечером я вышла, чтобы отправиться на занятия. Горевшее здание ещё как-то держалось, а пожар всё ещё тушили. Когда я вернулась – вместо старинного дома была только горстка обгоревших опилок, в которых грустно ковырялся экскаватор и на которые всё ещё лили воду. На всякий пожарный наверно. Низкую скорость тушения объясняли плохим напором воды. Огонь успел затронуть и повредить соседнее здание, в котором с 1987 года располагается итальянская пиццерия Alto. Сотрудники кафе, а также  три семьи были эвакуированы.  Кстати, пицца у них никудышная. Один раз попробовала: стоила она дорого, более 20 кад за маленькую, корж толстый, а морепродуктов  кот наплакал – пару креветок только для видимости.

Вот что осталось от дома к концу дня
Возвращаясь домой, я пересекла заграждение из жёлтой ленты, но буквально в пятидесяти метрах от собственного дома, меня догнал бдительный полицейский и сказал, что туда нельзя, на что я ответила, что я здесь живу, он спросил мой адрес, я назвала и показала дом, он переспросил, понял, что за дом, однако повторил то же самое, и уже по-английски. «Вы должны обойти с другой стороны, сюда нельзя». Что за чёрт! Ведь понятное дело, что с другой стороны квартала – та же жёлтая лента и тоже нельзя. Думаю, что ему было по фиг, попаду ли я сегодня к  себе домой или нет? Единственное, что его волновало – чтобы человек не просочился на закрытую территорию с его стороны. А когда я зайду с той стороны – я буду проблемой других дежурных. Если бы я была полицейской, наверно я бы думала и действовала так же, как и он. Но с копами, как и с ментами лучше не связываться. Я обошла с другой стороны, там, конечно же, тоже был закрыт вход, но меня не заметили. Проход к дому мне перегородили несколько пожарных, но я им сказала, что здесь живу. Так и закончился этот стрессовый день. RIP, старый, но гордый дом по адресу 3482 проспект Парк.
При подготовке этой публикации были использованы данные следующих источников:  http://www.985fm.ca/, а также http://ici.radio-canada.ca/ и http://www.cbc.ca/.

Пожарные за работой у входа в мой дом

***
Вот таким образом я на ужасающе близком примере убедилась, что пожары в Канаде случаются довольно часто. Как в лесах, так и в городах. Вообще, одно из новшеств, к чему мне пришлось привыкать в новом для себя городе – это сирены пожарных машин, которые можно услышать в любом районе города в любое время суток. Раньше я думала, что это учебные тревоги, и ещё возмущалась, почему нужно будить людей в три ночи или пять утра. Но теперь я поняла, что, к сожалению, далеко не все выезды пожарных машин – учебные или тренировочные. А ещё подумала – надо бы наверно носить с собой паспорт? На всякий пожарный. Этот, хоть и сине-тризубчатый, но по-прежнему важный документ. Вот приходишь домой – а дома уже нет, потушили вплоть до опилок. Мало того, что лишишься и без того  скромных пожитков, так и ещё остаться человеком не только без Родины, но и без паспорта. Дополнительные проблемы. Второе, что я вынесла для себя из этой истории, и это касается таких же, как и я, любителей старых домов в центре города: если вам кажется, что дом разваливается, то присмотритесь повнимательнее, – скорее всего, вам не кажется.
Берегите себя! До новых встреч уже в декабре.
P.S. Видимо, так получается, что мои читатели постепенно из России и других стран перемещаются в Канаду, и просмотров из Канады у меня больше, чем во всех других регионах мира. Наверно нужно менять контент или ориентацию блога с учётом аудитории соответственно. Но я как чукча – что вижу, о том и пою. Хорошо, если мои заметки кому-то интересны, а, быть может, даже полезны. Если да, то следите за обновлениями.




[1] Владелец, собственник недвижимости, арендодатель (англ., фр.)
[2] Scuatting (англ.) – незаконное поселение в заброшенном доме.

1 комментарий: