В парке Мон-Руяль, Бобровое озеро |
Когда
закончилось моё первое лето в Канаде, а за окном заоктябрило, а я стала
готовиться к встрече дорогого гостя. Моя вторая квебекская осень ознаменовалась
приездом мамы из Одессы.
Для начала вы
наверно спросите: «А как же оформить визу, чтобы пригласить в гости в Канаду
своих родителей, родственников или друзей?». На счёт последних точно пока не
знаю, а вот родителей пригласить в принципе несложно. На сколько я поняла, к
родителям иммигрантов в посольстве отношение довольно лояльное, визы открываются очень быстро, без
собеседования и сразу на десять лет, с небольшой оговоркой – до конца действия
паспорта. То есть, если заграничный паспорт новый – виза будет действовать
десять лет, а если старый – то уже как получится. Поэтому желательно для начала
позаботиться о новом паспорте, если его срок истекает. В случае моей мамы,
осталось четыре года, теоретически лучше было бы иметь более новый паспорт, но
практически и этот срок сойдёт, а там уже видно будет. Пребывать в Канаде по такой визе можно вплоть до 6 месяцев, а потом домой, потом снова в Канаду и так далее.
СПИСОК НЕОБХОДИМЫХ ДОКУМЕНТОВ
Вместе с тем,
отказы, как ни странно, тоже нередки, при этом особой логики в них не прослеживается.
Однако вам люди никогда деталей своих личных дел не расскажут, и это вполне
понятно. Отсюда, на мой взгляд, и возникает путаница и дезинформация. Кому-то
не открыли визу, кто-то не смог эмигрировать и т.д. и т.п. «Ой, вейзмир, все же
документы в порядке! Почему, за что?».
Но вам всевозможные шапочные знакомые по эмигрантским просторам не расскажут
каких-то деталей типа криминального прошлого, или, напротив, про сотрудничество
или работу в спецслужбах, про долги, детей от других браков, не имеющих
разрешения на выезд и всё такое прочее, связанное с тёмным бурным прошлым человека. А
эмиграционный процесс – он такой, он чувствителен ко всем подробностям личной и
профессиональной жизни.
Таким образом,
я решила перестраховаться и собрать и подать все документы, которые только
можно. Их подробный список имеется на официальных сайтах. VISIT CANADA и Визовый центр в Киеве
Вот что я предоставила:
1.
Копия
моей PR-карты,
2.
Копия моего договора аренды жилья,
3.
Выписка о состоянии счёта из банка,
4.
Справка с работы,
5.
Справка с университета (о том, что я учусь),
6.
Копию документа, подтверждающего родство. В моём
случае это - копия свидетельства о рождении с официальным переводом.
7.
Копия загранпаспорта мамы,
8.
Справка из банка мамы,
9.
Копия справки о собственности с официальным
переводом,
10.
Справка из Пенсионного фонда с официальным
переводом.
11.
Копии нового и старого загранпаспортов моей мамы
со старыми визами (история путешествий).
12.
Официальное приглашение.
13.
Список мест, которые моя мама собирается
посетить в рамках туристического ознакомления с городом/регионом.
14.
И, конечно же, все необходимые анкеты-формы,
которые предлагаются к заполнению на соответствующих сайтах.
Кажется, это
всё. Однако настоятельно не рекомендую трактовать ни эту публикацию, ни другие,
ни вообще мой блог в целом как источник официальной информации и руководство к
действию. Процедура может меняться, исчерпывающая и достоверная информация всегда
находится ТОЛЬКО НА ОФИЦИАЛЬНЫХ САЙТАХ министерств и организаций, но никак ни
на форумах и в блогах, дорогие друзья.
Кроме того,
если родители работают – нужно, конечно же, приложить справку с работы. Также в
анкетах указывается подробная информация, в том числе о муже/жене и других
родственниках (родные братья и сёстры, дети). Моя мама не замужем и не
работает, она на пенсии, в Украине у неё есть брат и сестра.
Некоторые
прикладывают к этому пакету ещё страховку и билеты. Но я этого не делала.
Теоретически можно, но практически можно обойтись и без этого. Ко мне в
кол-центр не раз звонили клиенты, спрашивали, как вернуть деньги за страховку,
если родителям визу не открыли. Значит, купленный заранее страховой полис, не
особо влияет на решение о выдачи визы. На мой взгляд, это только дополнительные
хлопоты и расходы будут в случае отказа.
Официальное
приглашение можно хоть от руки написать, в конце поставив свою подпись и дату,
но я оформляла его в «Ласточке» у своего социального работника. Чтоб для
солидности, что ли. Список туристических мест может быть совершенно
приблизительный, конечно, никто вас не обязывает всё это посещать, и проверять,
посетил ли ваш гость Базилику Нотр Дам де Монреаль, никто не будет. Переводы
можно сделать где угодно – и в Канаде, и в стране, где живёт гость. Другое
дело, что в стране исхода переводы стоят на порядок дешевле. Но я делала в
Канаде, т.к. не хотела причинять маме дополнительные неудобства – чтобы она куда-то
ходила, что-то переводила, волновалась, нервничала. Всем известно, какие у нас
неприветливые люди в некоторых сферах обслуживания. Да и к украинским переводчикам
доверия у меня нет никакого – они как напереводят, так ни вас, ни маму вообще
никуда не впустят потом. В самом начале блога я, кажется, рассказывала, какие
мне сделали переводы при первой подаче документов в Венское бюро на первом
этапе процесса. Хорошо, что мои документы вообще приняли к рассмотрению, и
хорошо, что запросили их повторно, причём уже спустя два года, когда я уже больше
соображала во французском языке, как и в самом эмиграционном процессе. Так что
мой совет – лучше перевести эти пару бумажек в Канаде, это не такие большие
расходы, зато надёжней и проще. Если можно какие-то справки получить на
английском языке – ещё лучше. Например, в банке маме дали справку на
английском. Всё-таки какой-то прогресс присутствует. Что касается суммы денег,
которую надо показывать на счету или указывать – это на ваше усмотрение, в
зависимости от ситуации и количества дней, на которое запланирован визит. Нигде
в официальных источниках я не нашла ответ на вопрос: «сколько нужно денег в
сутки, чтобы прожить в Канаде?». Полагаю, что хотя бы пару тысяч и с той и с
той стороны нужно показать на счету, и это логично: билет, проживание, питание,
проезд.
ПРОЦЕДУРА ПОДАЧИ ЗАЯВКИ
Собранный
пакет документов я отправила маме канадской почтой заказным письмом всего за 28
кадов. Это удивительно, но мне пообещали, что оно будет доставлено через 10
дней – ровно через столько же, если я отправлю частной компанией, что стоило бы
минимум 80 кадов. Вообще, у FedEx, как и у DHL – какие-то космические
цены на почтовые отправления: от 100 кадов и выше за такого рода письма. Но
зачем платить больше? Canada Post рулит – подумала я, и второй раз приятно удивилась, узнав,
что моё письмо дошло из Монреля в Одессу всего за одну неделю. Увидев на сайте
отслеживания отправления, что пакет лежит в мамином почтовом отделении, я не
стала дожидаться, пока бабуля-почтальон доставит письмо, ибо этот процесс может
оказаться дольше, чем само перемещение из Канады в Украину. Попросила маму,
чтобы она самостоятельно забрала пакет на почте. Затем мама подписала документы
там, где я карандашом проставила галочки, потом оплатила в банке визовый сбор
(это 100 кад по курсу плюс 600 грн. за услуги визового центра плюс 300 грн за
услуги курьерской доставки паспорта), и приложила к пакету чеки. На следующий
день после отправки документов в Киев, маме на мобильный поступил странный
звонок:
- Добрый день,
это визовый центр. Вы - такая-то?
- Да. Я вас
слушаю.
- У вас
неправильно заполнены документы.
- Что
неправильно?
- Отсутствует
адрес, куда доставить паспорт.
- Мой адрес
есть, посмотрите внимательно.
- А, да,
точно. Но вы не указали ваш номер телефона.
- Девушка, но
мы же с вами сейчас как-то разговариваем.
Неловкое молчание
в трубке, за которым последовал ещё один вопрос:
- А вы
заказывали обратную доставку? В пакете нет чека об оплате.
- Конечно.
Проверьте. Квитанция об оплате на сумму доставки приложена.
- А, да. Есть.
Хорошо. С вами свяжется курьер.
Вот он –
сервис по-украински. Я вообще не хотела связываться с этим центром, в том числе
и по причине лишних расходов (пересылка плюс услуги центра плюс курьерские
доставки), но подать через сайт почему-то у меня не получилось. Я оцифровала
все документы, я загрузила их в личный кабинет, и на этом дело и стопорнулось: рабочей
кнопки, чтобы их сабмитнуть, я нигде не нашла. Здесь же мне предлагалось
отправить запрос при обнаружении помех в работе сайта – но это дело показалось
мне совершенно непосильным – нужно было заполнить подробную анкету, а также
подробно и пошагово описать, что происходит (или не происходит) на каждом этапе
и приаттачить принтскрин в подкрепление своих слов. А что тут описывать? Нету
кнопки «submit», и всё тут. Я даже не знаю, как это объяснить по-русски, а тут
ещё подробности им подавай на иностранных языках. Вот вам и продвинутые
технологии. Вообще-то в Канаде они в большинстве случае срабатывают, но иногда
бывают и сбои. Поэтому я немного поворчала, подулась на злополучный веб-сайт и
его разработчиков, и решила воспользоваться старым дедовским способом – письмо
на физическом носителе с доставкой почтальонами. «Эти уж точно не должны
подвести» – подумала я, и не прогадала, как видите.
На мобильный
телефон и е-мейл человека, который подал документы на визу, приходят
уведомления о продвижении дела. Так вот, судя по той скорости, как всё
произошло, получается, как будто, утром Посольство получило пакет, а после
обеда они уже отправили маме паспорт с визой. Шлёпнули, да и дело с концом. И
я, честно говоря, вообще не понимаю роль дянного визового центра в этом
процесса. Просто дополнительное звено в цепочке. Как будто он просто получает
документы, а потом их тупо переправляет в Посольство. С таким же успехом можно
было бы отправить пакет сразу в Посольство, минуя это лишнее звено. Впрочем,
можно предположить, что они там как-то эти бумажки пересматривают. Например,
если бы в нашем пакете не было бы какого-то документа или анкеты, они бы
позвонили и сказали, что, мол, вы забыли анкету такую-то, дошлите нам её,
пожалуйста, ваш пакет неполный. Но вы знаете, судя по всему, в частности, по
этому странному звонку и странному разговору со странной сотрудницей – ЧТО они
там вообще делают? Да и в состоянии ли эти люди что-то проверить, ещё и на иностранных
языках?! Если сотрудник, позвонив клиенту по указанному в анкете телефону,
говорит ему же, что, мол, у вас номер контактного телефона отсутствует (!!!).
Это перл из серии типа того, что вашу карточку проглотил банкомат, выдав взамен
карту другого клиента, которую он проглотил до того. Это моё личное мнение, но
даю 99% из 100%: если у вас и будут не в порядке бумаги, визовый центр их так и
отправит в Посольство, а уже там вам шлёпнут отказ. И вам придётся опять
тратить время, деньги и силы на заполнение и отправку бумаг по новой. Кстати,
как с этим обстоит дело – я не знаю. Вроде бы можно подать на апелляцию – сразу
же, в случае, если, в самом деле, забыли вложить какую-то анкету, или подпись
поставить. Но если отказ на полном серьёзе из-за несоответствия каким-то
критериям, тогда нужно ждать продолжительное время, полгода, а то и год - чтобы ситуация существенно изменилась:
появилась работа, материальные средства, недвижимость и т.д., чтобы подкрепить
свою состоятельность и связи с родиной.
Все отказы
мамам в визе, про которые я слышала, – они хотели приехать под предлогом
понянчить новорожденного внука или внучку. Как будто несправедливо. С другой
стороны, с точки зрения министерства – не фиг шастать! Нанимайте нянечек,
платите им денег, поддерживайте экономику страны. Взяли моду бабушек за
бесплатно подпрягать! В ваших странах такие порядки, а у нас другие: бабушки
занимаются своей личной жизнью, а не внуками. Возможно, такими негласными
мыслями руководствуются те люди, которые штампуют визы или отказы в них. С
другой стороны, знаю людей, которые без проблем приехали на рождение внуков. В
частности, мама моей кузины. Поэтому, думаю, что у бабушек, которым отказали в
визе, возможно, имеются и другие причины для этого, а именно недостаточная
связь с родиной или ещё что-то.
В Одесском аэропорту перед вылетом |
БИЛЕТЫ И СТРАХОВКА
Как известно,
сейчас расплодилось бесчисленное множество сайтов, на которых можно приобрести
авиабилеты. Но количество, к сожалению, не гарантирует качество. Иной раз
странный интерфейс, иной раз те рейсы, которые всплывали ещё вчера, не
всплывают сегодня. На некоторых сайтах для меня был непонятен вопрос – а в
какой, собственно, валюте цены? В канадских или американских долларах? Сейчас
ведь разница колоссальная. Кроме того, какие-то левые сборы и таксы. На рекламе
одно, а когда собираешься платить – уже другая цена. Словом, у меня взорвался
мозг уже спустя несколько дней после такого мониторинга. В итоге было принято
решение, опять же, покупать по старинке, в соответствующей кассе, за наличные
деньги и в национальной валюте. Мама пошла в представительство авиакомпаний в
Одессе, и там ей подобрали очень хороший билет, и цена была ниже, чем все те,
которые я видела на сайтах. По курсу на тот момент она составилa около 800 USD с очень удобными стыковками и
минимальным временем в пути. Что сказать, на сегодняшний день самым оптимальным
рейсом на мою Родину является пару лет назад появившийся рейс Turkish Airlines: «Одеccа-Стамбул-Монреаль»,
«Монреаль-Стамбул-Одесса», причём время в пути наименьшее из всех возможных
вариантов: всего около 15 часов.
Перелёт. Отмечу, что все эти кошмары
перелётов и привыкание к новому часовому поясу отчасти всё-таки высосаны из
пальца. Если уж моя мама сказала, что она почти не устала, и что ехать на
автобусе в Болгарию 22 часа к ряду было намного тяжелее. А маме в следующем
году стукнет ни много ни мало – 70 лет, и у неё присутствуют целый букет
болячек, что, собственно, характерно для людей её возраста. Кроме того, как я
поняла, сервис у Турецких авиалиний на уровне. И одеялко с подушечкой, и
тапочки, и зубную щётку, и еду, и питьё – всё выдавали. Лететь было вполне
комфортно и приятно.
На крайний
случай, если бы мама заблудилась на каком-то этапе своего перелёта, предъявила
бы листик бумажки, на котором был написан придуманный мною незатейливый текст
следующего содержания:
«Хеллоу!
Май нэйм из Валэнтина. Ай эм фром Юкрэйн. Ай гоу ту Монтриал, Кэнада, ту си май
дота Олэна. Сэнк ю фор ёр хэлп. Гудбай».
Помимо этого были указаны адреса и телефоны, и не только мои, а кузины. На крайний случай, например, если бы я по дороге в аэропорт попала а огромную автокатастрофу с участием автобуса. Текст был
написан на английском, чтобы можно было его кому-то предъявить и кириллицей в
транслите, чтобы мама смогла это воспроизвести, если кто-то спросит. Я
рекомендовала выучить ей эти фразы наизусть, чтобы говорить без бумажки. Мама
старалась, однако, как это обычно бывает – никто её нигде ничего не спросил,
даже офицер при въезде в Канаду.
Даты приезда. Сначала мы планировали,
что мама приедет в августе, во время каникул, но мама решительно отказалась,
мотивируя это тем, что «Зачем платить 1500 долларов за то, что можно купить за
800?». Родители - такие родители. Впрочем, это, конечно же, верно и логично.
Летом цены на авиабилеты и в самом деле зашкаливают: период отпусков, каникул,
все едут кто куда, кто в путешествие, кто на историческую родину, и перевозчики
не упускают возможности на этом нажиться. В итоге мамин выбор оказался более,
чем удачным. Лично я пришла к выводу, что октябрь
– наилучшее время для визита родителей. И вот почему:
1. Во-первых, можно, в самом деле, найти
хорошие цены.
2. Во-вторых, нет этой ужасающей летней
канадской жары и духоты – которая для людей в возрасте может быть не только
тяжела, но и опасна для здоровья.
3. И в-третьих, само собой разумеется, это
- знаменитая квебекская осень. Ведь ваши
родители никогда нигде ничего подобного не видели, так почему бы не взглянуть
на эту красоту – впечатления на всю жизнь!
А погоды в
этом году в октябре стояли вообще чудесные! Думаете, почему было так тепло? Это
потому, что моя мама приезжала. Мама умеет делать хорошую погоду. Это она
сделала для меня тёплой прошлую зиму, которая стала самой тёплой в истории
Квебека. Просто мамуля волновалась, что я замёрзну с непривычки. Спросите, а
можно, чтобы моя мама и эту зиму сделала такой же тёплой? Ответ: увы, нет.
Чтобы вторая подряд зима стала такой же аномально тёплой, нужно изменить весь климат
Канады. Одному обычному человеку такое дело едва ли по силам. Мама умеет делать
погоду только в отдельном небольшом регионе на короткий промежуток времени.
В самолёте |
Покупка страхового полиса. Как человек с опытом работы в сфере страхования путешественников изнутри, я могу говорить на эту тему часами без остановки и порой с пеной у рта. Собственно, этот топик, в самом деле, заслуживает подробного изложения и отдельной публикации. Если коротко, я скажу одно: приобретать медицинскую страховку родителям ОБЯЗАТЕЛЬНО на весь период пребывания. С одной стороны, ни вас, ни вашего гостя нигде не попросят предъявить страховой полис. Это – ваше лично дело и ответственность. С другой стороны, такая мелкая оплошность чревата очень большими проблемами. Даже один визит в emergency с небольшой медицинской проблемой (перелом, вывих, повышенная температура и др.) обойдётся вам около 1 000 кад минимум (ну, это если доктор посмотрит, даст пилюлю или рецепт и отпустит). А если, не дай бог, что-то серьёзное, то….не хочу никого пугать, но болезнь родителя в Канаде – одно из самых худших событий, которые вообще могут случиться в жизни. И этому есть минимум две причины: низкое качество (то есть высокая вероятность того, что необходимая медицинская помощь не будет предоставлена в полном объёме в нужный срок), и заоблачно высокие тарифы на медобслуживание. Для примера: сутки пребывания пациента в ICU[1] стоит 5 500 кад. При некоторых заболеваниях, или, если состояние особо тяжёлое, и нужны дорогостоящие медикаменты и т.д. - цена может подняться до 8 000 кад в сутки. Словом, счёт идёт на десятки тысяч, но при этом нет никаких гарантий, что пациента в итоге вылечат, и он останется жить (если мы говорим о пожилом человеке). В связи с этим, что я могу посоветовать?
1. Если ваш родственник уже перенёс инфаркт или
инсульт или находится в преклонном возрасте, от гостевой поездки в Канаду, на мой
взгляд, лучше воздержаться. Если, конечно, речь не идёт о переезде на ПМЖ,
когда вы располагаете финансовыми средствами и информацией и готовитесь к этому
процессу основательно и сознательно.
2.
Сократить визит до возможного минимума. К
примеру, 2-4 недели. Чем меньше срок пребывания – тем меньше вероятность, что
случится что-то нехорошее.
3. Покупать страховой полис с покрытием минимум
100 000 $, а лучше и 500 000 $, если имеются риски или предпосылки
внезапного возникновения проблем со здоровьем. Да и вообще. А вдруг автокатастрофа? Для такой трагедии и 100 000 может не хватить.
4. Внимательно читать условия договора страхования.
У некоторых компаний, к примеру, сердечно-сосудистые заболевания и всё, что с
ними связано, попросту выражаясь, инфаркт – не покрывается, то есть входят в
один из пунктов исключений. Покупайте такую страховку, где наименьшее
количество исключений (exclusions).
5. Покупать страховку без франшизы. Желание
сэкономить всегда выходит боком, особенно, когда речь идёт о жизненно важных
вещах. Как на зло, с вашим гостем может наступить незначительный страховой
случай. Например, гуляли в парке, дедушка погнался за внуком, споткнулся,
вывихнул ногу. Оказание помощи будет стоить несколько сотен долларов – аккурат
размер франшизы. В таком случае, вам придётся нести эти расходы самостоятельно.
А если полис без франшизы – стоимость недорогого медицинского визита можно
будет возместить у страховой.
6. Сохранять медицинский отчёт после визита к доктору. Врачи, как правило, не хотят предоставлять
никаких медицинских документов: им лень, им некогда. Им это не надо – они свою
зарплату и так получают, зачем ещё этот экстра-ворк? Они даже специально могут
прикидываться, что не понимают, о чём идёт речь, хотя на самом деле, это,
конечно же, не так. Ваша задача – прежде, чем вы покинули emergency room или кабинет
врача - вежливо, но настоятельно потребовать медицинский отчёт (medical report), и без этой бумажки
не выходить из здания. Без этого документа вы, скорее всего, не сможете
получить возмещение от страховой. Просто чека с указанием суммы за медицинский
осмотр – увы, недостаточно. В медотчёте содержится краткая, но конкретная
информация о том, что же с вами случилось, а именно диагноз и медицинские
мероприятия. К примеру, «тонзиллит; выписан рецепт на лекарство такое-то,
принимать 4 дня. Постельный режим». Если вы спохватитесь потом, то нужно будет
возвращаться в больницу/клинику, запрашивать эту бумажку и платить им за эту
услугу 30-50 кад. Эти расходы страховой компанией не возмещаются.
Лично я
приобрела маме страховку с покрытием 100 000 $, цена составила около 100 кад на период в 2 недели. Слава богу, нам
не пришлось ею воспользоваться, чего и всем желаю. В случае наступления
страхового случая – после организации необходимых мероприятий – а именно, как
только пациент был доставлен в медицинское учреждение – сразу звоните по
телефонам, указанным в полисе (как правило, они работают в режиме 24/7), чтобы
известить страховую о наступлении случая. Если вы этого не сделаете в течение
48 часов, страховая может отказать в покрытии или сократить его. Для
регистрации случая вам потребуется сообщить номер страхового полиса. По одной
лишь фамилии вас, скорее всего, не смогут найти в базе данных. Для надёжности –
вслед за звонком можно послать им е-мейл с извещением о случае, чтоб уж
наверняка, да и письмо сохранится у вас в почте как доказательство.
Это что
касается неприятного и бумажной волокиты. О приятном, а именно - чем же можно
занять маму (папу, тётю, дядю, подругу, друга и т.д.) в Монреале я расскажу
отдельно в следующей публикации. See you soon!
P/S. Фоторепортаж и рассказ про визит мамы здесь Приключения мамы в Монреале
Наконец-то в Канаде! |
спасибо, про страховку очень полезно оказалось :)
ОтветитьУдалитьСорри, не понял про тип визы. Обычная визитерская или супервиза?
ОтветитьУдалитьОбычная, с правом пребывания максимум 6 месяцев. По супервизе можно пребывать в Канаде вплоть до 2-х лет. На супервизу примерно всё то же самое по документам. Однако, чтобы её оформить, родителю нужно проходить медкомиссию. Ну, и соответственно, покупать страховку на всё время пребывания гостя.
ОтветитьУдалить