вторник, 16 января 2018 г.

Поиск работы в Канаде. Курсы по трудоустройству MDRE.


Всем здравствуйте! Короткие канадские праздники закончились, дорогие друзья, и начались длинные трудовые канадские будни. В моём случае будний день начинается в 6 утра, и заканчивается не раньше полуночи. Никогда в Украине у меня не было ничего подобного. Вместе с тем, несмотря на это, стараюсь найти время и для своего блога, т.к. верю, что моя информация может стать для кого-то очень полезной.
Вот и мой первый пост на тему работы и карьеры в Канаде, в частности в нашей прекрасной провинции Квебек. Рассказ пойдёт с самого начала, а именно о событиях более, чем двухлетней давности. При этом все нижеописанное не потеряло актуальности и на сегодняшний день.
Напоминаю содержание предыдущих эн серий моего повествования. Как вы помните, сразу после моего переезда в столицу как культуры, так и деловой жизни Квебека и Канады, город Монреаль, меня взяли в оборот  специализированные центры помощи вновь прибывшим эмигрантам. На приём в С.A.C.I. меня записали прямо в аэропорту, что, как оказалось, в общем-то нетипично. Ну, видимо, сотрудница иммиграционной службы проявила ко мне участие, подумав «Что эта девочка здесь будет делать одна?» и сразу выдала мне направление на несколько рандеву. Таким образом, в самую первую неделю я прошла курс Objectif Integration. Кроме того, там же я посетила несколько семинаров не тему первых шагов по обоснованию в Квебеке и записалась на курсы английского языка. В С.А.С.I. у меня была первая консультант по карьере, которая помогла мне составить моё первое квебекское резюме.
А потом я решила записаться в LHirondelle, потому что эта организация находится непосредственно рядом с местом моего проживания, на Плато Мон-Руаяль. В «Ласточке» меня записали к социальному работнику, который может содействовать в различных вопросах, связанных с адаптацией, а также к консультанту по карьере. В свою очередь, от этого консультанта я узнала, что проводится набор на специализированные курсы, которые начнутся  через пару недель, здесь же. Так, три недели осени 2015 у меня прошли очень насыщенно и с пользой. Я бы сказала, это был один из самых лучших эпизодов в моей эмиграции, собственно, как и весь тот счастливый период первых месяцев новой жизни вплоть до момента начала работы и учёбы.
Итак, курсы Méthodes dynamiques de recherche d’emploi[1] ( M.D.R.E.). Этот курс разработан много лет назад, является довольно популярным, предлагается не только в «Ласточке» не только в Монреале, да и не только в Канаде. В соседних США тоже существует такая программа для тех, кто находится в поиске новой работы или на переходном этапе своей карьеры. Что касается Монреаля, то существует ещё несколько центров помощи эмигрантам, которые организовывают эти курсы на регулярной основе. Вместе с тем, я могу предположить, что опыт  участников  может очень сильно отличаться, ибо очень многое в данном случае зависит от преподавателя, и, конечно, ещё и от коллег, которые обучаются с вами в одной группе. Лично мне, я считаю, очень повезло и с тем и с другим, и каждый день, да и все три недели пролетели очень быстро, курс был очень интересным и динамичным. Итак, что представляют собой эти курсы?
Трёхнедельные курсы M.D.R.E.   - это:
1.       График: с 9.00 до 16.00 с перерывом на обед с 12.00 до 13.00, и кофе-паузы по 15 минут до обеда и после обеда.
2.       Стипендия! Мало того, что за курсы не надо платить, так тебе же ещё и платят некую компенсацию проезда и обеда. Я не помню точную цифру, но стипендия на тот момент составляла что-то около 10 $ в день. Лично я получила по окончанию курсов чек от Emploi Québec на сумму 149 $ (c учётом одного пропуска).
3.       Учебные материалы-распечатки с нужной информацией.
4.       Три семинара на специфические темы, а именно «Использование cоциальных сетей в поиске работы. Сайт Linked In», «Межкультурное общение», «Особенности составления резюме».
5.       Возможность индивидуальной работы за компьютером в отдельном зале (редактирование и распечатка CV, поиск в Интернете).
6.       Симуляция настоящего интервью с записью на камеру и последующим анализом в обучающих целях.
7.       Оформление готового СV и письма-презентации в индивидуальном порядке с каждым участником.
8.       Диплом по окончании. В последний день курсов нам всем торжественно вручили по диплому в очень красивой папке, которая помещалась в отдельном конверте. Мелочь, а приятно!
А также:
- новые знакомства с ньюкамерами из разных стран,
- общение на французском языке,
-содействие в программе PRIME.
PRIME. Помимо всего этого, на курсах я узнала о программе Prime. Данный государственный проект, курируемый Emploi Québec, призван помочь иммигрантам в их проникновении на рынок труда и трудоустройстве по специальности. В общем и целом, принцип сводится к тому, что провинция предоставляет субвенцию работодателю, который нанял ньюкамера, который устраивается на свою первую работу по специальности в Квебеке, а именно платит первые 6 месяцев зарплаты. Из недостатков – то, что работодателю нужно заполнить кучу разных бумажек, кроме того, он не может просто так уволить сотрудника по истечению этого срока (если хочет получить субвенцию). Вы же, в свою очередь, как работник, напротив, можете развернуться и уйти в любой момент, если решите, что этот работодатель вас не устраивает. Вместе с тем, для многих местных работодателей такая возможность экономии средств может стать очень заманчивой. Речь не идёт о крупной мультинациональной корпорации, конечно, а о мелких предпринимателях, в штате которых насчитывается четыре-пять человек, да и те – члены семьи. Такие фирмы, или как их называют здесь, PME[2], считают каждый цент, и вы с этим письмом от Emploi Québec станете для них очень привлекательным кандидатом.
КОЛЛЕКТИВ. В моей группе было сначала 12 человек, 2 из которых отсеялись в течение первой недели. Коллектив оказался довольно однородным по половому признаку – девять женщин и лишь один представитель сильного пола. Что касается национального происхождения, то состав был разнообразным: Франция, Иран, Венесуэла, Колумбия, Алжир, Марокко и Бурунди. И ваша покорная слуга из Украины. Почти все были такими же новичками в Квебеке, как и я тогда – те, кто прибыл месяц-два назад, максимум, полгода. Двое человек были из «ветеранов» - те, кто прожил в Монреале уже полтора-два года, но по тем или иным причинам всё ещё находится в активном поиске работы по специальности. Что касается профессий моих коллег по курсам, то также наблюдалось разнообразие: программист, менеджер по коммуникациям, воспитатель детского сада, акушер-гинеколог, инженер-технолог, медсестра, работники сферы маркетинга, логистики и туризма и один секретарь-делопроизводитель. Ну и я: и швец, и жнец и на дуде игрец, разносторонне одарённая персона, которая успела уже несколько раз сменить сферу деятельности за последние десять лет и на тот момент претендующая на какую-нибудь стартовую позицию в сфере страхования.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ. Считаю, что с ним нам очень повезло. Жан-Франсуа, квебекуа де суш в десятом поколении, как он себя назвал. На протяжении всех трёх недель он очень старался, и я бы сказала, проявлял участие и индивидуальный подход к каждому слушателю курсов. Во всяком случае, к моей ситуации он как-то что ли, проникся, и пытался дать мне совет, как лучше поступить в моём конкретном случае. После того, как я нашла работу, передавала ему привет и мои благодарности через своего консультанта по амплуа и, к своему удивлению, получила от Жан-Франсуа телефоннный звонок с поздравлениями и пожеланиями всех благ и успехов в карьере. Словом, я сделала вывод, что «Ласточка» не зря из года в год получает почётные грамоты и награды на поприще социальной работы с эмигрантами. На сколько я смогла сделала вывод, у них особый подход к подбору персонала и высокий уровень профессионализма.
СОДЕРЖАНИЕ. На эти курсах я получила процентов 70-80% всех необходимых знаний об особенностях поиска работы в Канаде и Квебеке, которые в последующие месяцы лишь дополнялись отдельными сведениями, полученными из разных источников. Благодаря курсам почерпнула очень много нового для себя, т.к. процесс найма в Северной Америке коренным образом отличается от того, к чему каждый из нас привык в наших странах исхода. А именно:
- нетворкинг или резотаж – что это такое и как он может служить для поиска работы,
- словарь необходимых терминов для составления CV и прохождения интервью (функции и должностные обязанности для описания того, что вы умеете делать);
- основные вопросы на интервью,
- правильные ответы на интервью,
- что такое телефонное интервью и как его пройти;
- основы делового этикета в сфере поиска работы,
- многое другое.
Помимо этого для меня курсы стали местом, где я могла несколько часов в день практиковать свой французский язык, который у меня был на тот момент в хромающем состоянии: я всё понимала, но не могла нормально говорить.  И симуляция интервью мне тоже очень понравилась, на мой взгляд, это одна из самых полезных составляющих этого курса. Данное упражнение представляет собой настоящее интервью, подготовленное заранее с посторонним человеком, другим сотрудником «Ласточки», который не является ни преподавателем, ни вашем персональным консультантом. Нужно было заранее подготовить cвоё СV, а также объявление о вакансии, на которую претендуешь. Интервью каждого из коллег в учебных целях мы просматривали и обсуждали все вместе. Тот, кому не нравилась такая идея, мог отказаться – и одна участница воспользовалась этим правом. Отмечу, что у меня было одно из худших интервью, так как я почему-то сильно волновалась, пожалуй, больше, чем во время моего настоящего собеседования, ну, и также из-за моего франсе, который был просто ужасен, поэтому и на вопросы я отвечала медленно и с ошибками. Забавно то, что при этом я  нашла работу в числе первых. Самым первым трудоустроенным стал наш единственный мужчина, программист из Латинской Америки. Спустя пару недель и я нашла работу, а ещё спустя месяц нашла работу мадам из Франции.
Последний день курсов мы отмечали тортиками и печеньками в честь того, что у нас в группе было целых две именинницы. В целом, коллектив попался очень неплохой, с ними было интересно, мы несколько раз виделись после окончания курсов, и я осталась в контакте с некоторыми  коллегами. По части эффективности, вы спросите, какая статистика КПД этих курсов? Я сама это пыталась выяснить, но безрезультатно, ибо они ведут учёт только количества участников, что касается вопроса,  сколько людей и в течение какого промежутка времени после курсов нашли работу - на этот счёт точных данных нет. Вместе с тем, репутация у курсов хорошая, к примеру, одна из участниц пришла по совету своего мужа, который находился в долгом поиске, но благодаря курсам с Жан-Франсуа и его дельным советам, тот успешно прошёл интервью и был принят на работу сразу по окончанию. Что касается нашей группы, то многие по тем или иным причинам были вынуждены вернутся на школьную скамью. Девушка из Ирана, к примеру, записалась на францизасьон (её французский был ещё хуже моего), ещё одна коллега решила записаться на пару курсов в университете, и так далее. Дело в том, что, несмотря на очень подробное изложение материала, а именно местных особенностей поиска работы и предоставление всей необходимой информации по техническим деталям процесса трудоустройства, курсы не могут дать больше, а именно – раздвинуть другие очень серьёзные преграды на пути к трудоустройству в эмиграции. В частности, к примеру, даже в моей небольшой группе половина участников являлись представителями тех профессий, которые регулируются орденом и/или ещё чем-то – писаными или неписаными местными правилами. Таким образом, несмотря на весь свой огромный опыт, необходимые знания, подкреплённые дипломами своих стран, хорошо составленное СV и умение проходить интервью – они, к сожалению, не могут подаваться на выбранные вакансии, т.к. не имеют права практиковать эту профессию без членства в соответствующем Ордене. К примеру, это касается акушера-гинеколога и  инженера в нашем конкретном случае.
Так что, ребята, поиск работы в эмиграции – это не только умение составить CV, не супер-продвинутый профиль в Linked In и даже не качественный нетворкинг и эффективные коммуникации с людьми. Это нечто намного большее. Вопрос в итоге сводится не к элементарным техникам поиска, а к чему-то более глобальному, а именно «Как построить карьеру в эмиграции?», к вопросу который цепляет ещё целое множество вопросов, как-то «Что я хочу делать?», «Что я могу делать?» и «Что мне нравится делать?»  Ибо, как вы наверное уже догадались, проблема в том, что на эти вопросы, к сожалению, ответы не всегда пересекаются. То, что мы хотим и любим делать – не обязательно то, чем мы можем заниматься здесь, в Канаде. И наоборот, те профессии, что нам доступны – вовсе не обязательно работа нашей мечты. И что хуже всего, понимание приходит лишь со временем, когда начинаешь пробовать, приступаешь к работе, и в процессе обнаруживается, что заниматься выбранным делом не нравится по тем или иным причинам. Не говоря уже о том, что и на кусок хлеба нужно как-то зарабатывать, чтобы свести концы с концами, особенно, если у вас семья, и особенно, если  вы хотите дать своим детям всё необходимое, и даже больше, к примеру, оплатить частную школу и занятия спортом, танцами или музыкой, что в Канаде стоит очень недёшево. Поэтому шутливая присказка от том, что девяносто процентов канадцев ненавидят свою работу – не пустой звук. И многие люди здесь – как канадцы, так и иммигранты неспроста кардинально меняют профессии и сферы деятельности  – не от нечего делать и не от удовольствия в поиске приключений и, как они любят говорить, «новых вызовов». Как показывает практика, работу меняют не от хорошей жизни.
Что ж, продолжим в следующий раз. Если интересна тема, следите за обновлениями и до новых встреч! Продолжение читайте здесь Как построить карьеру в эмиграции?


P.S. Мои предыдущие посты на близкие темы могут быть вам интересны:
Что есть бесплатного в Квебеке


[1] Дословно: Динамические методы поиска работы (фр.)
[2] Petites et moyennes entreprises – малые и средние предприятия (фр.)

Комментариев нет:

Отправить комментарий