Всем здравствуйте! Короткие канадские праздники закончились, дорогие друзья, и начались длинные трудовые канадские будни. В моём случае будний день начинается в 6 утра, и заканчивается не раньше полуночи. Никогда в Украине у меня не было ничего подобного. Вместе с тем, несмотря на это, стараюсь найти время и для своего блога, т.к. верю, что моя информация может стать для кого-то очень полезной.
Вот и мой
первый пост на тему работы и карьеры в Канаде, в частности в нашей прекрасной
провинции Квебек. Рассказ пойдёт с самого начала, а именно о событиях более,
чем двухлетней давности. При этом все нижеописанное не потеряло актуальности и
на сегодняшний день.
Напоминаю содержание предыдущих эн серий моего повествования. Как вы помните, сразу после
моего переезда в столицу как культуры, так и деловой жизни Квебека и Канады,
город Монреаль, меня взяли в оборот
специализированные центры помощи вновь прибывшим эмигрантам. На приём в
С.A.C.I. меня записали прямо в аэропорту, что, как оказалось, в
общем-то нетипично. Ну, видимо, сотрудница иммиграционной службы проявила ко
мне участие, подумав «Что эта девочка здесь будет делать одна?» и сразу выдала
мне направление на несколько рандеву. Таким образом, в самую первую неделю я
прошла курс Objectif Integration. Кроме того, там же я посетила несколько семинаров
не тему первых шагов по обоснованию в Квебеке и записалась на курсы английского
языка. В С.А.С.I. у
меня была первая консультант по карьере, которая помогла мне составить моё
первое квебекское резюме.
А потом я
решила записаться в L’ Hirondelle, потому что эта
организация находится непосредственно рядом с местом моего проживания, на Плато
Мон-Руаяль. В «Ласточке» меня записали к социальному работнику, который может
содействовать в различных вопросах, связанных с адаптацией, а также к
консультанту по карьере. В свою очередь, от этого консультанта я узнала, что
проводится набор на специализированные курсы, которые начнутся через пару недель, здесь же. Так, три недели
осени 2015 у меня прошли очень насыщенно и с пользой. Я бы сказала, это был
один из самых лучших эпизодов в моей эмиграции, собственно, как и весь тот
счастливый период первых месяцев новой жизни вплоть до момента начала работы и
учёбы.
Итак, курсы Méthodes dynamiques de
recherche d’emploi[1]
( M.D.R.E.). Этот курс разработан много лет назад,
является довольно популярным, предлагается не только в «Ласточке» не только в
Монреале, да и не только в Канаде. В соседних США тоже существует такая
программа для тех, кто находится в поиске новой работы или на переходном этапе
своей карьеры. Что касается Монреаля, то существует ещё несколько центров
помощи эмигрантам, которые организовывают эти курсы на регулярной основе.
Вместе с тем, я могу предположить, что опыт
участников может очень сильно
отличаться, ибо очень многое в данном случае зависит от преподавателя, и,
конечно, ещё и от коллег, которые обучаются с вами в одной группе. Лично мне, я
считаю, очень повезло и с тем и с другим, и каждый день, да и все три недели
пролетели очень быстро, курс был очень интересным и динамичным. Итак, что
представляют собой эти курсы?
Трёхнедельные курсы M.D.R.E. - это:
1.
График: с 9.00 до 16.00 с перерывом на обед с
12.00 до 13.00, и кофе-паузы по 15 минут до обеда и после обеда.
2.
Стипендия! Мало того, что за курсы не надо
платить, так тебе же ещё и платят некую компенсацию проезда и обеда. Я не помню
точную цифру, но стипендия на тот момент составляла что-то около 10 $ в день.
Лично я получила по окончанию курсов чек от Emploi Québec на сумму 149 $ (c учётом одного пропуска).
3.
Учебные материалы-распечатки с нужной
информацией.
4.
Три семинара на специфические темы, а именно
«Использование cоциальных сетей в поиске работы. Сайт Linked In», «Межкультурное общение»,
«Особенности составления резюме».
5.
Возможность индивидуальной работы за компьютером
в отдельном зале (редактирование и распечатка CV, поиск в Интернете).
6.
Симуляция настоящего интервью с записью на камеру
и последующим анализом в обучающих целях.
7.
Оформление готового СV и
письма-презентации в индивидуальном порядке с каждым участником.
8.
Диплом по окончании. В последний день курсов нам
всем торжественно вручили по диплому в очень красивой папке, которая помещалась
в отдельном конверте. Мелочь, а приятно!
А также:
- новые знакомства с ньюкамерами
из разных стран,
- общение на французском языке,
-содействие в программе PRIME.
PRIME. Помимо всего этого, на курсах я узнала о программе Prime. Данный государственный
проект, курируемый Emploi Québec, призван
помочь иммигрантам в их проникновении на рынок труда и трудоустройстве по специальности.
В общем и целом, принцип сводится к тому, что провинция предоставляет субвенцию
работодателю, который нанял ньюкамера, который устраивается на свою первую
работу по специальности в Квебеке, а
именно платит первые 6 месяцев зарплаты. Из недостатков – то, что работодателю
нужно заполнить кучу разных бумажек, кроме того, он не может просто так уволить
сотрудника по истечению этого срока (если хочет получить субвенцию). Вы же, в
свою очередь, как работник, напротив, можете развернуться и уйти в любой
момент, если решите, что этот работодатель вас не устраивает. Вместе с тем, для
многих местных работодателей такая возможность экономии средств может стать
очень заманчивой. Речь не идёт о крупной мультинациональной корпорации,
конечно, а о мелких предпринимателях, в штате которых насчитывается четыре-пять
человек, да и те – члены семьи. Такие фирмы, или как их называют здесь, PME[2],
считают каждый цент, и вы с этим письмом от Emploi Québec станете для них очень привлекательным кандидатом.
КОЛЛЕКТИВ. В моей группе было сначала
12 человек, 2 из которых отсеялись в течение первой недели. Коллектив оказался
довольно однородным по половому признаку – девять женщин и лишь один
представитель сильного пола. Что касается национального происхождения, то состав
был разнообразным: Франция, Иран, Венесуэла, Колумбия, Алжир, Марокко и
Бурунди. И ваша покорная слуга из Украины. Почти все были такими же новичками в
Квебеке, как и я тогда – те, кто прибыл месяц-два назад, максимум, полгода.
Двое человек были из «ветеранов» - те, кто прожил в Монреале уже полтора-два
года, но по тем или иным причинам всё ещё находится в активном поиске работы по
специальности. Что касается профессий моих коллег по курсам, то также
наблюдалось разнообразие: программист, менеджер по коммуникациям, воспитатель
детского сада, акушер-гинеколог, инженер-технолог, медсестра, работники сферы
маркетинга, логистики и туризма и один секретарь-делопроизводитель. Ну и я: и
швец, и жнец и на дуде игрец, разносторонне одарённая персона, которая успела
уже несколько раз сменить сферу деятельности за последние десять лет и на тот
момент претендующая на какую-нибудь стартовую позицию в сфере страхования.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ. Считаю, что с ним нам
очень повезло. Жан-Франсуа, квебекуа де суш в десятом поколении, как он себя
назвал. На протяжении всех трёх недель он очень старался, и я бы сказала,
проявлял участие и индивидуальный подход к каждому слушателю курсов. Во всяком
случае, к моей ситуации он как-то что ли, проникся, и пытался дать мне совет,
как лучше поступить в моём конкретном случае. После того, как я нашла работу,
передавала ему привет и мои благодарности через своего консультанта по амплуа
и, к своему удивлению, получила от Жан-Франсуа телефоннный звонок с
поздравлениями и пожеланиями всех благ и успехов в карьере. Словом, я сделала
вывод, что «Ласточка» не зря из года в год получает почётные грамоты и награды
на поприще социальной работы с эмигрантами. На сколько я смогла сделала вывод,
у них особый подход к подбору персонала и высокий уровень профессионализма.
СОДЕРЖАНИЕ. На эти курсах я получила
процентов 70-80% всех необходимых знаний об особенностях поиска работы в Канаде
и Квебеке, которые в последующие месяцы лишь дополнялись отдельными сведениями,
полученными из разных источников. Благодаря курсам почерпнула очень много
нового для себя, т.к. процесс найма в Северной Америке коренным образом
отличается от того, к чему каждый из нас привык в наших странах исхода. А
именно:
- нетворкинг
или резотаж – что это такое и как он может служить для поиска работы,
- словарь
необходимых терминов для составления CV и прохождения интервью (функции и
должностные обязанности для описания того, что вы умеете делать);
- основные
вопросы на интервью,
- правильные
ответы на интервью,
- что такое
телефонное интервью и как его пройти;
- основы
делового этикета в сфере поиска работы,
- многое
другое.
Помимо этого
для меня курсы стали местом, где я могла несколько
часов в день практиковать свой французский язык, который у меня был на тот
момент в хромающем состоянии: я всё понимала, но не могла нормально говорить. И симуляция интервью мне тоже очень
понравилась, на мой взгляд, это одна из самых полезных составляющих этого
курса. Данное упражнение представляет собой настоящее интервью, подготовленное
заранее с посторонним человеком, другим сотрудником «Ласточки», который не
является ни преподавателем, ни вашем персональным консультантом. Нужно было
заранее подготовить cвоё СV, а также объявление о
вакансии, на которую претендуешь. Интервью каждого из коллег в учебных целях мы
просматривали и обсуждали все вместе. Тот, кому не нравилась такая идея, мог
отказаться – и одна участница воспользовалась этим правом. Отмечу, что у меня было одно из худших интервью,
так как я почему-то сильно волновалась, пожалуй, больше, чем во время моего
настоящего собеседования, ну, и также из-за моего франсе, который был просто
ужасен, поэтому и на вопросы я отвечала медленно и с ошибками. Забавно то, что
при этом я нашла работу в числе первых. Самым первым трудоустроенным
стал наш единственный мужчина, программист из Латинской Америки. Спустя пару
недель и я нашла работу, а ещё спустя месяц нашла работу мадам из Франции.
Последний день
курсов мы отмечали тортиками и печеньками в честь того, что у нас в группе было
целых две именинницы. В целом, коллектив попался очень неплохой, с ними было
интересно, мы несколько раз виделись после окончания курсов, и я осталась в
контакте с некоторыми коллегами. По
части эффективности, вы спросите, какая статистика КПД этих курсов? Я сама это
пыталась выяснить, но безрезультатно, ибо они ведут учёт только количества
участников, что касается вопроса,
сколько людей и в течение какого промежутка времени после курсов нашли
работу - на этот счёт точных данных нет. Вместе с тем, репутация у курсов
хорошая, к примеру, одна из участниц пришла по совету своего мужа, который
находился в долгом поиске, но благодаря курсам с Жан-Франсуа и его дельным советам,
тот успешно прошёл интервью и был принят на работу сразу по окончанию. Что
касается нашей группы, то многие по тем или иным причинам были вынуждены
вернутся на школьную скамью. Девушка из Ирана, к примеру, записалась на
францизасьон (её французский был ещё хуже моего), ещё одна коллега решила
записаться на пару курсов в университете, и так далее. Дело в том, что, несмотря на очень подробное изложение
материала, а именно местных особенностей поиска работы и предоставление всей
необходимой информации по техническим деталям процесса трудоустройства, курсы
не могут дать больше, а именно – раздвинуть другие очень серьёзные преграды на
пути к трудоустройству в эмиграции. В частности, к примеру, даже в моей
небольшой группе половина участников являлись представителями тех профессий,
которые регулируются орденом и/или ещё чем-то – писаными или неписаными
местными правилами. Таким образом, несмотря на весь свой огромный опыт, необходимые
знания, подкреплённые дипломами своих стран, хорошо составленное СV и умение проходить интервью
– они, к сожалению, не могут подаваться на выбранные вакансии, т.к. не имеют
права практиковать эту профессию без членства в соответствующем Ордене. К
примеру, это касается акушера-гинеколога и
инженера в нашем конкретном случае.
Так что,
ребята, поиск работы в эмиграции – это не только умение составить CV, не супер-продвинутый профиль в Linked In и даже не качественный
нетворкинг и эффективные коммуникации с людьми. Это нечто намного большее. Вопрос
в итоге сводится не к элементарным техникам поиска, а к чему-то более
глобальному, а именно «Как построить
карьеру в эмиграции?», к вопросу который цепляет ещё целое множество вопросов,
как-то «Что я хочу делать?», «Что я могу делать?» и «Что мне нравится делать?» Ибо, как вы наверное уже догадались,
проблема в том, что на эти вопросы, к сожалению, ответы не всегда пересекаются.
То, что мы хотим и любим делать – не обязательно то, чем мы можем заниматься
здесь, в Канаде. И наоборот, те профессии, что нам доступны – вовсе не
обязательно работа нашей мечты. И что хуже всего, понимание приходит лишь со
временем, когда начинаешь пробовать, приступаешь к работе, и в процессе
обнаруживается, что заниматься выбранным делом не нравится по тем или иным
причинам. Не говоря уже о том, что и на кусок хлеба нужно как-то зарабатывать,
чтобы свести концы с концами, особенно, если у вас семья, и особенно, если вы хотите дать своим детям всё необходимое, и
даже больше, к примеру, оплатить частную школу и занятия спортом, танцами или
музыкой, что в Канаде стоит очень недёшево. Поэтому шутливая присказка от том,
что девяносто процентов канадцев ненавидят свою работу – не пустой звук. И
многие люди здесь – как канадцы, так и иммигранты неспроста кардинально меняют
профессии и сферы деятельности – не от
нечего делать и не от удовольствия в поиске приключений и, как они любят
говорить, «новых вызовов». Как показывает практика, работу меняют не от хорошей
жизни.
Что ж,
продолжим в следующий раз. Если интересна тема, следите за обновлениями и до
новых встреч! Продолжение читайте здесь Как построить карьеру в эмиграции?
P.S. Мои предыдущие посты на близкие темы могут быть вам интересны:
Комментариев нет:
Отправить комментарий