Средства у нас есть, нам ума не хватает.
Кот Матроскин, из м/ф «Зима в Простоквашино»
Реальное количество осадков превысило прогнозируемый уровень |
Вот и пришло,
наконец, время выложить кадры и видео типичные для Канады. Наверное каждый
человек из тех, кто никогда не жил здесь, но что-то где-то слышал про нашу
страну, представляет будни канадца именно так. Это и правда и неправда
одновременно. Самые холодные регионы Канады – это Северо-Западные территории, а
также Нунавут и Юкон (тот, что рядом с Аляской). Там и в самом деле, не очень тепло, скорее, наоборот,
чрезвычайно холодно. Однако подавляющее большинство населения Канады живёт в
регионах, где не на столько суровые условия и, в свою очередь, помимо зимы,
присутствуют и другие сезоны в году, т.к. климат резко-континентальный, и лето бывает
довольно жарким. Что касается зимы, то осадков, конечно, выпадает немало, снег
– довольно тривиальное явление. Однако такие сюрпризы стихии, как снежная буря
или ледяной дождь – случаются далеко не каждый день (и слава богу!), и подобное
событие в буквальном смысле выбивает из колеи привычную размеренность жизни,
так присущую всем канадцам.
Пожалуй, без
хотя бы одного поста о снежной буре, любой блог о жизни в Канаде будет
ненастоящим и неполным, несмотря на то, что снег сам по себе здесь в промежуток
времени с ноября по апрель, в общем-то, явление вполне себе тривиальное. Однако зима на исходе, до следующей ещё
дожить надо, поэтому прерываю своё повествование экстренным репортажем с места
событий. Тем более, что этот снежный шторм, snow storm или tempête de neige и в самом деле был суров не на шутку.
Снежная
буря Стелла – и название-то какое красивое придумали – накрыла практически весь
Квебек, и даже затронула близлежащие территории: провинцию Онтарио и штат
Нью-Йорк. В прессе проскользнул комментарий, что наши южные соседи – и те вроде
бы лучше были подготовлены к такой непогоде. Впрочем, другие репортажи
свидетельствуют о том, что, напротив, Нью-Йорк Сити оказался парализованным
из-за огромного количества выпавших осадков. Впрочем, что там в Америке, - я не
вникала, а вот у нас эта буря вызвала целый шквал событий.
Слава
богу, лично меня, а также членов нашей семьи, неприятности, вызванные обильными
снегопадами, не коснулись. За исключением разве что того, что в университете
вечером во вторник, 14 марта, была отменена лекция по основам правоведения, а
также консультация по результатам экзамена. Однако пострадавших в результате
бури – немало, насчитываются и смертельные случаи, в числе которых водитель
грузовика, который погиб в аварии, и один пешеход, сбитый снегоуборочной
машиной.
Утро
16 марта началось с того, что премьер-министр Филипп Куяр сделал заявление, в
котором принёс извинения от имени правительства перед пострадавшими от событий,
вызванных разбушевавшейся стихией.
Дело
в том, что на autoroute
13 (полагаю, во всём виновато это треклятое число!) около 300 автомобилистов оказались заблокированы, и были вынуждены провести 11-17 часов в непогоду, в
холоде и голоде в своих авто. У кого-то закончился бензин, у кого-то –
заряд в телефоне, не имелось ни еды, ни воды с собою, а у некоторых из этих
несчастных на руках были малые дети. Никто не был подготовлен к такому повороту
событий или экипирован соответствующим образом.
Один
из экспертов заявил, что это весь этот cafouillage[1]
приключитался по вине водителей двух
грузовиков – с которых всё началось и которые перегородили проезд. Якобы
полицейские хотели их эвакуировать, а те не соглашались (!). На что журналист
урезонил собеседника, что, с каких-то это пор представители охраны правопорядка
гипервежливы с гражданами, особенно в условиях чрезвычайных ситуаций? Тут же
вдруг выяснились подробности, что, мол, полицейские прибыли, но уже поздно и
оказались в хвосте образовавшегося скопления автомобилей, и они не могли
повлиять на ситуацию, сложившуюся в голове пробки (?).
Люди,
оказавшиеся в патовой ситуации посреди ночи, на трассе, в эпицентре снежного
заноса, в свою очередь, трезвонили в 9-1-1, но в этой службе тоже была какая-то
пробуксовка с быстрым принятием решений и введением адекватных, как сейчас
модно говорить, пропорциональных мер. В итоге только к утру 15 марта прибыли
пожарные машины, эвакуаторы и прочие службы, которые спасли замёрзших, оголодавших
и измученных людей. При этом каждому владельцу эвакуированной машины на месте
был выписан счёт в 218 долларов, что привело граждан в крайнее возмущение. Представители
власти поспешили заверить, что эти деньги будут возмещены государством.
По
всей видимости, данная ситуация сложилась не только из-за неблагоприятых
погодных условий, но из-за целого ряда ошибок и бюрократических проволочек.
Во-первых, не смогли эвакуировать грузовики и расчистить дорогу, чтобы
передвижение по ней стало возможным. Во-вторых, когда стало понятно, что
случилось то, что случилось, и теперь нужно провести операцию по спасению людей
– не эвакуировали пострадавших своевременно. Несколько высокопоставленных
чиновников заявили, что они ничего не знали о происходящем. Только утром 15
марта, когда пришли на работу – узнали (!). Говорят, что вроде бы кто-то из
функционеров уже лишился своих должностей. В связи с событиями ночи с 14 на 15
марта начато независимое расследование. Здесь, хоть и не Россия, но,
по-видимому, извечные русские вопросы тоже будут фигурировать: «Кто виноват?» и
«Что делать?». Стоит к ним добавить, пожалуй, и третий, наш родной, традиционный,
но, кажется, такой универсальный «Кому на Руси Канадщине жить хорошо?»
Канадцы, забирайте себе наши русские вопросы, нам не жалко. Ответов-то у нас
всё равно нету J
Вид из окна одного из монреальских небоскрёбов в разгар бури |
Пока
что в качестве причины выдвинут как вариант: «слабая координация действий между
службами». Тут же и фигурируют некий протокол в 94 этапа, которым руководствуются
чиновники в подобных ситуациях. Не знаю, правда ли это, но для Квебека звучит
вполне правдоподобно. Если в отделе кадров для служебного расследования в связи
с жалобой или несчастным случаем существуют процедуры с десятками этапов, то уж
тем более, в сфере муниципальных служб, эти протоколы должны быть не менее
объёмны, ведь на кону – большие финансовые расходы, человеческие ресурсы и
крупногабаритная дорогостоящая техника. Порой мне кажется, что Канада – самая
бюрократическая страна в мире, а Квебек – самый бюрократический в Канаде, в
этом нет никаких сомнений, т.к. наша провинция покоится на переплетении
английской и французской бюрократии, такое себе масло со сливками, что ли.
Здесь управляют не столько премьер-министры, министры, мэры, заведующие и
начальники всех уровней, сколько всю работу за них выполняет система. В
большинстве случаев она работает как отлаженный механизм, без каких-либо
видимых существенных перебоев, но вот в таких экстренных ситуациях, очевидно,
даёт сбой. Ну, и ограничения капитализма никто не отменял. Ведь снегоуборочные
службы, равно как и эвакуаторы – это частные организации, подрядчики, которых
за деньги нанимает муниципалитет по мере надобности или ненадобности. У меня,
правда, вопрос – а пожарные-то чего не приехали сразу? Пожарные и полиция: эти
товарищи на службе у народа, и деньги на их зарплату и прочие социальные нужды,
выделяются из бюджета, то есть из кармана налогоплательщиков. И они получают
жалование, независимо от того, случилось ли сегодня какое-то ЧП в
подконтрольной округе или нет, выехали они кого-то спасать, или остались на
базе. Впрочем, функционеры сами так и резюмируют: «дело не в недостатке
ресурсов, а в неправильном управлении ими».
Внутренний дворик завалило снегом |
И
вдобавок ко всему в городе Квебек – национальной столице – река вышла из
берегов. Некоторые населённые пункты провинции, а именно, 40 000 абонентов
остались без электричества. Словом, полный катаклизм. В Монреале уровень
выпавших осадков составил около 45 см, в то время как в некоторых других
регионах он достиг 60-75 см. Эту бурю
называют младшей сестрой бури, которая приключилась в далёком 1971 году. В США
же утверждают, что у них на территории не было такого ненастья с 1960. Сотни
рейсов в аэропортах Торонто и Монреаля были аннулированы в эти дни – преимущественно
в канадских направлениях. Школы и детские сады – закрыты. Ну, эти товарищи,
чуть что - сразу закрываются, делов-то. Помимо каникул, «родительских дней», а
также забастовок, зимой они умудряются отхватить себе ещё какие-то выходные под
предлогом чрезвычайной непогоды. Однако вот чтоб закрылся университет –
всё-таки серьёзное заведение – это бывает, полагаю, довольно редко. Последний раз такое случилось почти 20 лет назад - в 1998 году. Профессура иной раз посмеивается: «Когда
идёт снег, часто получаю сообщения от студентов, не отменена ли сегодняшняя
лекция или экзамен? Я вам отвечаю заранее. За всю мою жизнь ещё ни разу не
отменился экзамен по причине непогоды. Во всяком случае, условия должны быть
очень серьёзными для этого. А если вы видите, что идёт petite neigette[2], - это явно не тот случай. Занятия состоятся»
- констатировал однажды профессор.
Кадры ниже - несколькими месяцами ранее облетели не только Квебек, но и весь мир. В тот день у нас наблюдался совершенно заурядный снегопад, но кто-то забыл посыпать солью этот опасный спуск в самом центре города.
Что
ж, лично мне нет с чем сравнивать – ведь это была только вторая моя зима в
Канаде, но старожилы рассказывали мне про бурю 27 декабря 2012 года. Тогда был
побит рекорд наибольшего количества выпавшего снега за одни сутки – 45 см.
Почти как шторм века – буря 1971 года за
тем отличием, что тогда снегопад длился около трёх суток с перерывами, и в
Монреале был зафиксирован рекорд в 47 см осадков. В свою очередь буря 2012 года запомнилась чрезвычайно
сильными ветрами, тогда не только маленькие городишки провинции остались без
электрического снабжения, но и целые районы Монреаля. Были мобилизованы все
силы соответствующих служб и ведомств с целью возобновления работы линий электропередач
в кратчайшие сроки, с чем они и справились. Замечу, что отсутствие
электричества в канадском доме – это не просто отсутствие света и Интернет
связи, это ещё и, как правило, отсутствие отопления, что при минус 20 градусов
Цельсия за окном становится трудновыносимым, особенно для семей с детьми.
Нормальное электроснабжение было восстановлено довольно быстро, кроме того, как
мне рассказывали, людям, у кого в холодильнике, скажем, мясо испортилось, или
другая еда, была выплачена компенсация в денежном эквиваленте (!).
Моя крыша в снегу |
Что
касается, частных организаций, то большинство работодателей стараются
придерживаться здравого смысла. К примеру, во время значительного снежного
шторма в Торонто в прошлом году, дирекцией компании было отравлено распоряжение
всем на е-мейл по поводу того, что лучше не подвергать себя излишнему
неоправданному риску и не приходить на работу в этот день. Было предложено
несколько вариантов, как-то: отработать эти часы в сверхурочное время или в
выходной день, или взять этот день в счёт больничного или отпуска, или работать
дистанционно из дома (для тех, у кого есть такая возможность). Вот интересно,
если бы я в тот день не явилась – кто бы отвечал на телефонные звонки в мою
смену и делал мою работу? Пушкин? Так что у таких решений есть как свои плюсы,
так и минусы. Полагаю, всё зависит от специфики предприятия, а также занимаемой
должности. Если закроют университет или школу на денёк – это ладно. А если в
организациях, которые предоставляют более важные услуги, спрос на которые не зависит
от погоды, все дружно не выйдут на работу, что же тогда будет? В такие моменты
я в очередной раз ловлю себя на мысли: «Всё-таки хорошо жить в центре города в
пешей досягаемости от офиса». Поэтому даже в сильный снегопад у меня нет
проблемы с перемещением. На своих двух худо-бедно можно добрести. К тому же,
помогает ещё метро в таких случаях. Снегопад на его работу не влияет.
Улица Сен-Катрин, 16 марта |
И
не смотря на все превратности стихии в Канаде, я всё-таки считаю, что канадцы
ничего не знают о настоящей снежной буре. Настоящая снежная буря – это снегопад
в Одессе, в южном городе, в котором не имеется никаких адекватных средств для расчистки тротуаров и шоссе, и уж
тем более никакой муниципалитет никогда никому не выплатит никакие компенсации
ни за что. Такой армагидец в моём городе случается стабильно раз в 5 лет. Лично
я помню снегопады декабря 2009 и последний – незадолго до моего переезда –
27-29 декабря 2014. Этот был, пожалуй, самый ужасный. Люди, которые уже
несколько недель (до снегопада) оставались без электричества, а также люди,
оставшиеся без электроснабжения в результате непогоды – вышли на улицы,
перегораживая дорогу другим несчастным людям, которые, в общем-то ни в чём не
виноваты. Многие из них тоже стали жертвами стихии – кто-то лишился заказов или
опоздал на работу, кто-то был вынужден откапывать или толкать машину, или, вообще
не попал в те дни к своей семье. Ту картину неподалёку от своего дома 30
декабря 2014 года я запомнила наверно на всю жизнь: люди махали руками, топали
ногами и матерились на чём свет стоит, и у каждой стороны была своя правда. Это
происходило на скоростной трассе – одной из немногих, по которой можно было
как-то перемещаться по городу в те дни. И ту заблокировали граждане, просто
пытаясь привлечь к себе внимание городских властей.
Проспект Парк. Такие горы лежат недолго - их собирают специальными "выплёвывателями" снега в грузовики так, чтобы при таянии на улицах не образовывались реки |
В
2009-м году мне повезло – нас с работы развозил водитель шефа на китайской
машинке, которая в тот день не подвела. А вот в 2014-м мне пришлось идти домой
пешком из центра города в свой спальный район. Дорога заняла полтора часа, что
в принципе, совсем немного по одесским меркам. Кому-то пришлось идти все 3 или
4 часа, а кто-то был вынужден остаться ночевать на работе или у друзей, коллег,
проживающих в центре города. В ту ночь
много людей шло моим же путём, и все гребли по проезжей части. Ну, то есть по той
части улицы, где теоретически могли бы идти автомобили, хотя на самом деле – и дорога,
и пешеходные тротуары, и трамвайные пути слились тогда в единое целое. А те два
с половиной грейдера, которые закупил один из выдающихся градоначальников
незадолго до того – в тот день выехали, но уже поздно, когда уровень снега был
значительным, и уже образовались скопления автомобилей и аварии. Короче,
снегоуборщики просто застряли вместе со всеми, так и не успев ничего убрать.
Так
что, скажу я вам, снежный шторм в Одессе и в Канаде – это две большие разницы.
Ну,
ничего. Через 3 дня в Канаде официально наступает весна - в день весеннего
равноденствия (20 марта в этом году), так что осталось совсем немного. А пока
будьте бдительны на дорогах и не спешите переодеваться в шорты, всё-таки ещё
рано. Подождите хотя бы недельку – тогда можно будет! J
При подготовке статьи были использованы материалы Cogeco Nouvelles, Radio 98,5 Mоntréal, Radio Canada.
При подготовке статьи были использованы материалы Cogeco Nouvelles, Radio 98,5 Mоntréal, Radio Canada.
Комментариев нет:
Отправить комментарий