пятница, 17 марта 2017 г.

Снежная буря года по-квебекски

Средства у нас есть, нам ума не хватает.
Кот Матроскин, из м/ф «Зима в Простоквашино»

Реальное количество осадков превысило прогнозируемый уровень

Вот и пришло, наконец, время выложить кадры и видео типичные для Канады. Наверное каждый человек из тех, кто никогда не жил здесь, но что-то где-то слышал про нашу страну, представляет будни канадца именно так. Это и правда и неправда одновременно. Самые холодные регионы Канады – это Северо-Западные территории, а также Нунавут и Юкон (тот, что рядом с Аляской). Там и в самом деле, не очень тепло, скорее, наоборот, чрезвычайно холодно. Однако подавляющее большинство населения Канады живёт в регионах, где не на столько суровые условия и, в свою очередь, помимо зимы, присутствуют и другие сезоны в году, т.к. климат резко-континентальный, и лето бывает довольно жарким. Что касается зимы, то осадков, конечно, выпадает немало, снег – довольно тривиальное явление. Однако такие сюрпризы стихии, как снежная буря или ледяной дождь – случаются далеко не каждый день (и слава богу!), и подобное событие в буквальном смысле выбивает из колеи привычную размеренность жизни, так присущую всем канадцам.
Пожалуй, без хотя бы одного поста о снежной буре, любой блог о жизни в Канаде будет ненастоящим и неполным, несмотря на то, что снег сам по себе здесь в промежуток времени с ноября по апрель,  в общем-то,  явление вполне себе тривиальное.  Однако зима на исходе, до следующей ещё дожить надо, поэтому прерываю своё повествование экстренным репортажем с места событий. Тем более, что этот снежный шторм, snow storm или tempête de neige и в самом деле был суров не на шутку.
         Снежная буря Стелла – и название-то какое красивое придумали – накрыла практически весь Квебек, и даже затронула близлежащие территории: провинцию Онтарио и штат Нью-Йорк. В прессе проскользнул комментарий, что наши южные соседи – и те вроде бы лучше были подготовлены к такой непогоде. Впрочем, другие репортажи свидетельствуют о том, что, напротив, Нью-Йорк Сити оказался парализованным из-за огромного количества выпавших осадков. Впрочем, что там в Америке, - я не вникала, а вот у нас эта буря вызвала целый шквал событий.


                Слава богу, лично меня, а также членов нашей семьи, неприятности, вызванные обильными снегопадами, не коснулись. За исключением разве что того, что в университете вечером во вторник, 14 марта, была отменена лекция по основам правоведения, а также консультация по результатам экзамена. Однако пострадавших в результате бури – немало, насчитываются и смертельные случаи, в числе которых водитель грузовика, который погиб в аварии, и один пешеход, сбитый снегоуборочной машиной.
                Утро 16 марта началось с того, что премьер-министр Филипп Куяр сделал заявление, в котором принёс извинения от имени правительства перед пострадавшими от событий, вызванных разбушевавшейся стихией.
                Дело в том, что на autoroute 13 (полагаю, во всём виновато это треклятое число!) около 300 автомобилистов оказались заблокированы, и были вынуждены провести 11-17 часов в непогоду, в холоде и голоде в своих авто. У кого-то закончился бензин, у кого-то – заряд в телефоне, не имелось ни еды, ни воды с собою, а у некоторых из этих несчастных на руках были малые дети. Никто не был подготовлен к такому повороту событий или экипирован соответствующим образом.
                Один из экспертов заявил, что это весь этот cafouillage[1]  приключитался по вине водителей двух грузовиков – с которых всё началось и которые перегородили проезд. Якобы полицейские хотели их эвакуировать, а те не соглашались (!). На что журналист урезонил собеседника, что, с каких-то это пор представители охраны правопорядка гипервежливы с гражданами, особенно в условиях чрезвычайных ситуаций? Тут же вдруг выяснились подробности, что, мол, полицейские прибыли, но уже поздно и оказались в хвосте образовавшегося скопления автомобилей, и они не могли повлиять на ситуацию, сложившуюся в голове пробки (?).


                Люди, оказавшиеся в патовой ситуации посреди ночи, на трассе, в эпицентре снежного заноса, в свою очередь, трезвонили в 9-1-1, но в этой службе тоже была какая-то пробуксовка с быстрым принятием решений и введением адекватных, как сейчас модно говорить, пропорциональных мер. В итоге только к утру 15 марта прибыли пожарные машины, эвакуаторы и прочие службы, которые спасли замёрзших, оголодавших и измученных людей. При этом каждому владельцу эвакуированной машины на месте был выписан счёт в 218 долларов, что привело граждан в крайнее возмущение. Представители власти поспешили заверить, что эти деньги будут возмещены государством.
                По всей видимости, данная ситуация сложилась не только из-за неблагоприятых погодных условий, но из-за целого ряда ошибок и бюрократических проволочек. Во-первых, не смогли эвакуировать грузовики и расчистить дорогу, чтобы передвижение по ней стало возможным. Во-вторых, когда стало понятно, что случилось то, что случилось, и теперь нужно провести операцию по спасению людей – не эвакуировали пострадавших своевременно. Несколько высокопоставленных чиновников заявили, что они ничего не знали о происходящем. Только утром 15 марта, когда пришли на работу – узнали (!). Говорят, что вроде бы кто-то из функционеров уже лишился своих должностей. В связи с событиями ночи с 14 на 15 марта начато независимое расследование. Здесь, хоть и не Россия, но, по-видимому, извечные русские вопросы тоже будут фигурировать: «Кто виноват?» и «Что делать?». Стоит к ним добавить, пожалуй, и третий, наш родной, традиционный, но, кажется, такой универсальный «Кому на Руси Канадщине жить хорошо?» Канадцы, забирайте себе наши русские вопросы, нам не жалко. Ответов-то у нас всё равно нету J

Вид из окна одного из монреальских небоскрёбов в разгар бури

                Пока что в качестве причины выдвинут как вариант: «слабая координация действий между службами». Тут же и фигурируют некий протокол в 94 этапа, которым руководствуются чиновники в подобных ситуациях. Не знаю, правда ли это, но для Квебека звучит вполне правдоподобно. Если в отделе кадров для служебного расследования в связи с жалобой или несчастным случаем существуют процедуры с десятками этапов, то уж тем более, в сфере муниципальных служб, эти протоколы должны быть не менее объёмны, ведь на кону – большие финансовые расходы, человеческие ресурсы и крупногабаритная дорогостоящая техника. Порой мне кажется, что Канада – самая бюрократическая страна в мире, а Квебек – самый бюрократический в Канаде, в этом нет никаких сомнений, т.к. наша провинция покоится на переплетении английской и французской бюрократии, такое себе масло со сливками, что ли. Здесь управляют не столько премьер-министры, министры, мэры, заведующие и начальники всех уровней, сколько всю работу за них выполняет система. В большинстве случаев она работает как отлаженный механизм, без каких-либо видимых существенных перебоев, но вот в таких экстренных ситуациях, очевидно, даёт сбой. Ну, и ограничения капитализма никто не отменял. Ведь снегоуборочные службы, равно как и эвакуаторы – это частные организации, подрядчики, которых за деньги нанимает муниципалитет по мере надобности или ненадобности. У меня, правда, вопрос – а пожарные-то чего не приехали сразу? Пожарные и полиция: эти товарищи на службе у народа, и деньги на их зарплату и прочие социальные нужды, выделяются из бюджета, то есть из кармана налогоплательщиков. И они получают жалование, независимо от того, случилось ли сегодня какое-то ЧП в подконтрольной округе или нет, выехали они кого-то спасать, или остались на базе. Впрочем, функционеры сами так и резюмируют: «дело не в недостатке ресурсов, а в неправильном управлении ими».

Внутренний дворик завалило снегом

                И вдобавок ко всему в городе Квебек – национальной столице – река вышла из берегов. Некоторые населённые пункты провинции, а именно, 40 000 абонентов остались без электричества. Словом, полный катаклизм. В Монреале уровень выпавших осадков составил около 45 см, в то время как в некоторых других регионах  он достиг 60-75 см. Эту бурю называют младшей сестрой бури, которая приключилась в далёком 1971 году. В США же утверждают, что у них на территории не было такого ненастья с 1960. Сотни рейсов в аэропортах Торонто и Монреаля были аннулированы в эти дни – преимущественно в канадских направлениях. Школы и детские сады – закрыты. Ну, эти товарищи, чуть что - сразу закрываются, делов-то. Помимо каникул, «родительских дней», а также забастовок, зимой они умудряются отхватить себе ещё какие-то выходные под предлогом чрезвычайной непогоды. Однако вот чтоб закрылся университет – всё-таки серьёзное заведение – это бывает, полагаю, довольно редко. Последний раз такое случилось почти 20 лет назад - в 1998 году. Профессура иной раз посмеивается: «Когда идёт снег, часто получаю сообщения от студентов, не отменена ли сегодняшняя лекция или экзамен? Я вам отвечаю заранее. За всю мою жизнь ещё ни разу не отменился экзамен по причине непогоды. Во всяком случае, условия должны быть очень серьёзными для этого. А если вы видите, что идёт petite neigette[2],  - это явно не тот случай. Занятия состоятся» - констатировал однажды профессор.
                 Кадры ниже - несколькими месяцами ранее облетели не только Квебек, но и весь мир. В тот день у нас наблюдался совершенно заурядный снегопад, но кто-то забыл посыпать солью этот опасный  спуск в самом центре города.


                Что ж, лично мне нет с чем сравнивать – ведь это была только вторая моя зима в Канаде, но старожилы рассказывали мне про бурю 27 декабря 2012 года. Тогда был побит рекорд наибольшего количества выпавшего снега за одни сутки – 45 см. Почти как шторм века –  буря 1971 года за тем отличием, что тогда снегопад длился около трёх суток с перерывами, и в Монреале был зафиксирован рекорд в 47 см осадков.  В свою очередь буря 2012 года запомнилась чрезвычайно сильными ветрами, тогда не только маленькие городишки провинции остались без электрического снабжения, но и целые районы Монреаля. Были мобилизованы все силы соответствующих служб и ведомств с целью возобновления работы линий электропередач в кратчайшие сроки, с чем они и справились. Замечу, что отсутствие электричества в канадском доме – это не просто отсутствие света и Интернет связи, это ещё и, как правило, отсутствие отопления, что при минус 20 градусов Цельсия за окном становится трудновыносимым, особенно для семей с детьми. Нормальное электроснабжение было восстановлено довольно быстро, кроме того, как мне рассказывали, людям, у кого в холодильнике, скажем, мясо испортилось, или другая еда, была выплачена компенсация в денежном эквиваленте (!).

Моя крыша в снегу 

                Что касается, частных организаций, то большинство работодателей стараются придерживаться здравого смысла. К примеру, во время значительного снежного шторма в Торонто в прошлом году, дирекцией компании было отравлено распоряжение всем на е-мейл по поводу того, что лучше не подвергать себя излишнему неоправданному риску и не приходить на работу в этот день. Было предложено несколько вариантов, как-то: отработать эти часы в сверхурочное время или в выходной день, или взять этот день в счёт больничного или отпуска, или работать дистанционно из дома (для тех, у кого есть такая возможность). Вот интересно, если бы я в тот день не явилась – кто бы отвечал на телефонные звонки в мою смену и делал мою работу? Пушкин? Так что у таких решений есть как свои плюсы, так и минусы. Полагаю, всё зависит от специфики предприятия, а также занимаемой должности. Если закроют университет или школу на денёк – это ладно. А если в организациях, которые предоставляют более важные услуги, спрос на которые не зависит от погоды, все дружно не выйдут на работу, что же тогда будет? В такие моменты я в очередной раз ловлю себя на мысли: «Всё-таки хорошо жить в центре города в пешей досягаемости от офиса». Поэтому даже в сильный снегопад у меня нет проблемы с перемещением. На своих двух худо-бедно можно добрести. К тому же, помогает ещё метро в таких случаях. Снегопад на его работу не влияет.

Улица Сен-Катрин, 16 марта

                И не смотря на все превратности стихии в Канаде, я всё-таки считаю, что канадцы ничего не знают о настоящей снежной буре. Настоящая снежная буря – это снегопад в Одессе, в южном городе, в котором не имеется никаких адекватных  средств для расчистки тротуаров и шоссе, и уж тем более никакой муниципалитет никогда никому не выплатит никакие компенсации ни за что. Такой армагидец в моём городе случается стабильно раз в 5 лет. Лично я помню снегопады декабря 2009 и последний – незадолго до моего переезда – 27-29 декабря 2014. Этот был, пожалуй, самый ужасный. Люди, которые уже несколько недель (до снегопада) оставались без электричества, а также люди, оставшиеся без электроснабжения в результате непогоды – вышли на улицы, перегораживая дорогу другим несчастным людям, которые, в общем-то ни в чём не виноваты. Многие из них тоже стали жертвами стихии – кто-то лишился заказов или опоздал на работу, кто-то был вынужден откапывать или толкать машину, или, вообще не попал в те дни к своей семье. Ту картину неподалёку от своего дома 30 декабря 2014 года я запомнила наверно на всю жизнь: люди махали руками, топали ногами и матерились на чём свет стоит, и у каждой стороны была своя правда. Это происходило на скоростной трассе – одной из немногих, по которой можно было как-то перемещаться по городу в те дни. И ту заблокировали граждане, просто пытаясь привлечь к себе внимание городских властей.

Проспект Парк. Такие горы лежат недолго - их собирают специальными "выплёвывателями" снега в грузовики так, чтобы при таянии на улицах не образовывались реки

          В 2009-м году мне повезло – нас с работы развозил водитель шефа на китайской машинке, которая в тот день не подвела. А вот в 2014-м мне пришлось идти домой пешком из центра города в свой спальный район. Дорога заняла полтора часа, что в принципе, совсем немного по одесским меркам. Кому-то пришлось идти все 3 или 4 часа, а кто-то был вынужден остаться ночевать на работе или у друзей, коллег, проживающих в центре города.  В ту ночь много людей шло моим же путём, и все гребли по проезжей части. Ну, то есть по той части улицы, где теоретически могли бы идти автомобили, хотя на самом деле – и дорога, и пешеходные тротуары, и трамвайные пути слились тогда в единое целое. А те два с половиной грейдера, которые закупил один из выдающихся градоначальников незадолго до того – в тот день выехали, но уже поздно, когда уровень снега был значительным, и уже образовались скопления автомобилей и аварии. Короче, снегоуборщики просто застряли вместе со всеми, так и не успев ничего убрать.
               Так что, скажу я вам, снежный шторм в Одессе и в Канаде – это две большие разницы.
         Ну, ничего. Через 3 дня в Канаде официально наступает весна - в день весеннего равноденствия (20 марта в этом году), так что осталось совсем немного. А пока будьте бдительны на дорогах и не спешите переодеваться в шорты, всё-таки ещё рано. Подождите хотя бы недельку – тогда можно будет! J

При подготовке статьи были использованы материалы Cogeco Nouvelles, Radio 98,5 Mоntréal, Radio Canada.






[1] Беспорядок, бардак (фр.)
[2] Небольшой снежок (фр.)

Комментариев нет:

Отправить комментарий