четверг, 24 декабря 2015 г.

Почём опиум для народа?

Не бывает атеистов в окопах под огнём.

Народная мудрость

Монреаль – город сотни звонниц.
М. Твен

Оратория Святого Джозефа
По идее с этого поста нужно было начать моё  повествование о Квебеке. Но лучше позже, чем никогда. Тем более, в преддверии католического Рождества, самое время вспомнить о религии.
Дело в том, что в Квебеке вплоть до недавнего времени, 1960-х годов, католическая церковь занимала господствующую роль в жизни кебекуа-франкофонов. По сути, это единственное, что англосаксы оставили французам, т.к. все другие сферы социальной и экономической жизни, в том числе оружие, деньги, образование – всё было в руках англофонов. Кебекуа, в подавляющем большинстве своём обитали в деревнях, где занимались сельским хозяйством, а в свободное от работы время ходили в церковь, в которой им рассказывали, как нужно жить. В свободное от работы и от церкви время кебекуа делали детей. Что было самым характерным для такого образа жизни – это семьи с десятью-двенадцатью и более детьми. Сейчас, в современном мире, это трудно представить, а тогда в самом деле женщина должна была быть всё время беременной, без никакого перерыва. Считалось очень плохо, если муж и жена живут вместе, и какое-то время вдруг у них не рождается очередной ребёнок. То ли у них разлад в семье, то ли кто-то из них болен, или, что ещё хуже – они занимаются сексом от скуки или удовольствия ради. Боже упаси!!! И соседи начинали коситься, и батюшка в воскресенье мог спросить, так сказать, что за дела? А если вдруг начался год, идёт второй, третий, четвёртый месяц, и никаких признаков беременности у женщины не проступает, тогда у неё спрашивали: «Мадам, что вы себе думаете? Вы собираетесь в этом году рожать ребёнка?» И по фиг, что дома уже семеро по лавкам сидят! Бывало, что женщина уставала от этого беспрерывного производства детей, и начинала ограничивать количество свиданий с мужем с целью, чтоб хоть как-то повлиять на процесс. Однако в таком случае мужчина мог пожаловаться батюшке, а батюшка, в свою очередь, поговорить с мадам и наставить её на пусть истинный, мол, чего вы мало внимания супругу уделяете, неправильно это, не по-христиански. Вот такая жизнь была. Вообще, женщина здесь долгие годы считалась другом человека. Но это тема отдельного поста, пожалуй.

Чтобы "поставить" свечку, нужно просто бросить монетки-пожертвования в отверстие и зажечь лампадку
Словом, перегнули они палку в своё время, что и говорить. В один прекрасный день народ просто не выдержал, и случилась так называемая Тихая революция. Произошёл целый ряд значимых для современного Квебека и для нас, эмигрантов, событий, в том числе – отрыв церкви от государства. Квебек стал светским. И вы знаете, совершенно удивительная вещь меня поразила здесь с первых же недель. Ведь я прибыла из совсем другого общества, где ситуация, можно сказать, была с точностью до наоборот. В СССР семьдесят лет по сути была запрещена религия, церкви были закрыты, те, что остались, занимали полулегальное положение все годы. Не принято было ни ходить в церкви, ни отмечать религиозные праздники, хотя, многие люди продолжали следовать традициям втихую, или скрываясь, или просто не афишируя, т.к. с точки зрения мейнстрима того времени всё это считалось забобонами и пережитками ушедшей эпохи. И вот, после 91-ого года, как будто пружину расправили, и понеслась душа в рай. Из церквей выгнали склады, овощебазы, спортзалы, также попросили на выход и студентов с библиотеками. В культовых зданиях снова стали проводиться  службы. На месте заброшенных, повреждённых или снесённых соборов стали возводиться новые. Более того, стали строиться церкви даже там, где их никогда и не было! Уже на современный манер, с новой архитектурой и новыми иконами! А несколько лет назад, как сейчас помню, церковь признали одной из самых прибыльных организаций. Такой себе новый вид бизнеса по-украински. И вот теперь представьте, что в Квебеке всё то же самое, только с точностью до наоборот. Здесь церковное имущество раздалось и продолжает раздаваться под всевозможные коммерческие и некоммерческие структуры: библиотеки, концертные залы, рестораны, отели. Но что и сказать – базилик и костёлов здесь пруд пруди и видимо-невидимо. Прав был Марк Твен: в Монреале – куда ни глянь, в любом районе города, у любой станции метро – обязательно увидишь колокольню. Наш город по праву называют Американским Римом, ведь здесь более 600 культовых учреждений, подавляющее большинство из которых, католические, естественно.


 И тут вспоминаю одного из сборщиков одного из мебельных магазинов, где я когда-то работала. Он клиентам в шутку говорил: «У нас три выходных дня в неделю. В пятницу мы ходим в мечеть, в субботу – в синагогу, а в воскресенье в церковь, конечно же». Что ж, все церковные приходы Монреаля я за столь коротких срок не успела посетить, а побывала лишь в некоторых. И, как оказалось, было это не так просто, как кажется на первый взгляд. Как я сказала выше, людям церковь порядком поднадоела за несколько предыдущих столетий, поэтому сегодня вы не увидите там никого. Во-первых, церкви здесь закрыты. Да, это стало для меня настоящим сюрпризом, ведь в Одессе в любую церковь можно зайти в любой день. Во-вторых, даже, когда церковь открыта, там никого нету. А по воскресеньям, когда проводятся службы, контингент можно назвать 75+. Кроме пожилых и очень пожилых людей, никто туда не ходит.

Собор Святой Софии, Монреаль
Первым я посетила Собор Святой Софии, что на улице Сан-Мишель. Здание красивое и ухоженное как внутри, так и снаружи. Много лет там работает отец Владимир, наш земляк, т.к. учился в Одесской семинарии. Произвёл приятное впечатление. Я как раз попала в праздничный день, во время службы, людей, видимо, было больше, чем обычно. Служба велась на украинском языке, в конце говорили немного по-английски. В целом, мне понравилось там. Кстати, в двух шагах напротив находится ещё одна украинская церковь, но не православная, а католическая.

Всё-таки наличие лавок в храме - это гуманно, хоть и не входит в православные традиции
Через пару воскресений мы пошли в греческую церковь. Собственно, это была не моя инициатива, а идея сестры. И вот там я впервые за рубежом испытала то неловкое чувство, когда, блин, ни хрена не понятно. Ты просто не понимаешь, о чём идёт речь, что происходит, что ты здесь делаешь? Ощущение довольно скверное, чувствуешь  себя полным придурком. Вся служба проходила на греческом языке, и из всего я поняла только одно слово «тэос», что, как известно, в переводе на русский означает «бог». Короче, я сразу поняла, что забрела не в свой аул. Кроме того, мне и батюшка как-то сразу не понравился. Слишком уж пафосно он себя вёл. Как будто он не в Канаде, в культурном центре греческого комьюнити, а в Ватикане, не меньше. Помимо этого, несмотря на грандиозность красивого здания, выполненное в современном стиле, я не ощутила никакой особенной атмосферы. Не знаю, почему и отчего это зависит, тем не менее. Либо ты чувствуешь что-то, находясь в храме, либо нет. Когда закончилась служба, и все разошлись, мы обратились к дьячку, который копошился у алтаря. Спросили по-английски, можем ли поговорить со святым отцом? Сотрудник удивлённо так покосился, и сказал подождать минуту, удалившись вовнутрь. За царскими воротами находился сам батюшка, и мы слышали их разговор на греческом. Единственное слово, которое мы поняли, было «охи», что означает «нет». Дьячок вернулся со словами: «Он занят». Вот вам и дела. Даже не вышел посмотреть на нас. По идее никакой работник культа не может быть занят для людей, которые пришли в храм и чего-то хотят. Это же храм божий, в конце концов. А вдруг у нас что-то случилось? Даже, если мы не говорим по-гречески, какая разница? Но у нас ничего не случилось, слава богу, нам просто ребёнка нужно крестить. А ребёнок, между прочим, грек на одну восьмую часть.

Греческий культурный центр, Собор Святого Георгия, Монреаль
Вот так, спустя одно, а тем более, два поколения переводится нация. Я в тот день подумала: а, что, если наши дети и внуки спустя какое-то время будут такими же русскими, как мы – гречанками? Так же придут в храм, и не будут знать, как обратиться к святому отцу на нашем языке? В первых постах я писала про то, что наши предки по линии матери – греки. Однако жизнь в другой среде абсолютно меняет человека. Перед тем, как прадеда увели под конвоем из дома, чтобы навсегда забрать из семьи, он завещал супруге, чтобы в семье дети разговаривали только по-гречески. Так и было какое-то время, в детстве. Однако к концу жизни все дети помнили лишь пару десятков греческих слов. Внуки, в том числе моя мама, наполовину греки, и носят греческую фамилию, и отчасти обладают греческой внешностью, но никто, конечно же, не говорит на греческом языке. Тем более никаких следов от греков уже не осталось в третьем поколении. Разве что скверный характер, быть может, от них. Вовсе не исключено, что то же самое может случиться с нашими детьми. Такова реальность эмиграции, и ничего не попишешь.

Внутри греческого собора
Кроме украинской и греческой, я посетила церковь преподобного Серафима Саровского, которая относится к Русской Православной Церкви Заграницей. Эта церковь находится в обычном здании, но там довольно уютно, очень много ценных икон. Одна из них, икона Божьей матери, недавно начала мироточить. По случайности я опять попала в некий значимый день на праздничную службу. В целом, мне понравилось, и атмосфера там присутствует, несмотря на очень маленькое помещение, для таких мероприятий не приспособленное. Заведуют здесь отец Андрей и матушка Нина, которые приехали более двадцати лет тому назад. Вообще, надо сказать, что в Монреале немало как украинских, так и русских церквей. Но, простите за неуместный каламбур - там сам чёрт ногу сломит. Украинский патриархат, Московский патриархат, зарубежные патриархаты, греко-католики, римо-католики. Кто в лес, кто - по дрова, я даже особо не пыталась вникнуть, чтоб во всех этих тонкостях разобраться, слишком уж всё как-то запутанно. Что знаю точно, что Русская Православная Церковь Зарубежом - сама по себе, они вообще ни с кем дружбу ни водят, ни с Москвой, ни с представителями других конфессий. Собор Святой Софии относится к Восточной епархии Украинской православной церкви в Канаде. 

Immaculée Conception, что на углу улиц Рашель и Папино. Работает чаще обычного, к тому же, здесь, в подвале находится депанаж алимантер, он же фудбанк. Нуждающимся раздают еду, а зимой ещё и одежду.
Однако, несмотря на проведённый «маркетинг», пока так и не удалось установить, где и когда мы, наконец, окрестим ребёнка? Ходим уже три года по всему Монреалю, ищем приход как неприкаянные. Замечу, что в греческой церкви они у себя на сайте повесили ценник «баптaйз фи – 450 кад». На минуточку, немало. В украинской и русской церквях мне ответили, что это, так сказать, промысел божий, и никаких расценок нет: сколько дадите, а если нет денег, то не давайте ничего.
Нотр-Дам де Монреаль
В центре города, на Плато Мон-Руаяль очень много церквей и соборов, но все они за редким исключением, закрыты во все дни, кроме воскресенья. Однако я нашла неподалёку от дома, на улице Сен-Катрин, церковь Иисуса Христа – она открыта всегда, хоть там и никого нет. Самый главный собор города – Нотр-Дам-де-Монреаль тоже открыт в будние дни, но нужно заплатить денежки за вход. Там очень красиво, Нотр-Дам – одна из туристических достопримечательностей города. Также всем рекомендую посетить Ораторию Святого Иосифа, что на горе Мон-Руаяль – место паломничества североамериканских католиков. Это заведение открыто практически всегда, вход бесплатный, кроме того, проводятся органные концерты.

Тепло, тихо, уютно. Церковь Христа, что на Сен-Катрин

Что ж, в канун светлого праздника Рождества Христова желаю всем мира, любви и гармонии! Всем весёлых отпускных каникул, а я бегу на работу, вернусь уже в следующем году! Для атмосферы - вот оригинал самой популярной во Франции и в Квебеке рождественской песенки. Её можно услышать повсюду в Монреале, в каждой лавке и каждом торговом центре, начиная с конца ноября. Счастливого Рождества! :)


2 комментария:

  1. На работу? А это тоже очень интересно, между прочим, не только духом же питаться в иммиграции.

    ОтветитьУдалить
  2. Ораторий совершенно не впечатлил внутри. Снаружи, издалека - красив. Но внутри - это какой то модерн-бетон без намека на старину. В общем для туристов сойдет ))
    А вот базилика очень хороша. Это как в Европе.

    ОтветитьУдалить