суббота, 10 октября 2015 г.

Всё лучшее - детям

Водная детская площадка на Острове Сестёр
Тема детей показалась мне недораскрытой в одном из предыдущих постов.
 ВЗРОСЛЫЕ-ДЕТИ
Все мы родом из детства. Собственно, мне думается, что люди никогда не взрослеют. Просто с возрастом девочки начинают играть в «дочки-матери» по-настоящему, а мальчики – в настоящие машинки. Лет в 25-26 во время обучения в аспирантуре моя жизнь преобразилась, когда вдруг пришло понимание того, что главное – не быть самой умной или самой красивой или ещё какой-то «сАмой-сАмой», главное – лишь хорошо играть с другими людьми. До этого я познакомилась с книгой Э. Берна «Игры, в которые играют люди», которая дала возможность по-новому взглянуть на происходящее вокруг и на человеческие взаимоотношения, но понимание пришло всё-таки позже, с опытом и возрастом. На мой взгляд, самые распространённые игры - это «ученик-учитель», «начальник-подчинённый», «женщина-мужчина» и т.д. Задача сводится к тому, чтобы в каждый конкретный момент осознавать, в какую игру ты играешь, и действовать по правилам. Во время обучения я столкнулась с тем, что встречаются настолько блестящие, выдающиеся студенты и аспиранты, которые превосходят кандидата наук или даже профессора по уровню интеллекта и знаний во много раз. К сожалению, и среди профессуры совсем немало таких, которые умеют только воспроизводить заученный за долгие годы материал из старого учебника, который давно сдан в макулатуру. Однако же правила игры – есть правила игры, у профессора есть звание, статус, документы, поэтому действовать надо согласно процедуре. И так в каждой сфере…….


ДЕТСКИЕ САДЫ
Во вторую неделю своего пребывания в Канаде я даже побывала в садике – отводили с сестрой туда племянника. Садик как садик, честно говоря, мне не с  чем сравнить, т.к. в украинских садах я не была, не знаю, как они сейчас выглядят. Зато я была в советском детском саду. Что могу сказать: теперь, спустя четверть века, я ему очень благодарна и признательна, здесь, в Канаде. Видимо, именно благодаря ему, я не ем гречку, как и любую другую кашу. И у меня нет проблемы поисков русской гречки. Есть только один человек, который может заставить меня съесть что-то подобное. Это мама, но она живёт в Одессе. Добровольно же я  с трудом себе представляю ситуацию, как бы я покупала, да ещё и готовила себе эту кашу.  
Мой садик был хоть и ведомственный, портовской, но там, видимо, сильно воровали экономили на продуктах для детей. Каша была на воде, да и вся остальная еда была невкусная. Однако тарелки – большими. Ну, все дети как дети, а я не могла это есть. Сердобольные сотрудники заставить меня пытались тем, что не выпускали из-за стола. Но я всё равно не ела. Как сейчас помню, выглядело примерно следующим образом: пустая столовая, я, передо мной тарелка с кашей. Я смотрю вокруг, смотрю на кашу, гипнотизирую её вглядом. А детей давно всех вывели  во двор на прогулку, и я вижу их за окном. Мне тоже хотелось во двор, хотя бы, чтобы не видеть больше этой каши!!! Однако воспитательный приём никогда не удавался: я и кашу не съедала, но и гулять не шла. Вот почему я считаю, что детский садик – это абсолютное зло. В идеале детей должны воспитывать мама и папа или другие родственники на крайней случай – и то – очень дозированно. К сожалению, в современном мире такая ситуация скорее исключение, чем правило. У подавляющего большинства граждан как в Украине, так и в Канаде, нет такой возможности – посвящать много времени детям.


Государственные детские сады здесь, как и школы, естественно, франкофонные, и их большинство.  Англофонных садов меньше, и они, как правило, частные и дорогие. Наш маленький ходит в англофонный садик. Однако, как говорят в Одессе, это ещё надо иметь такое счастье – попасть в хороший англофонный садик. Как оказалось, в Монреале, как и в Киеве, как и в Одессе – в приличный сад выстраивается длинная очередь, конкурс прям как в университет, по N человек на место. Многие записываются в сад, как только узнают о своей беременности – и это ещё не 100% гарантия успеха.


Есть ещё и так называемые русские сады. Помимо того, что там руссофонские нянечки, они снискали спрос среди публики ещё и тем, что дети там спят в пижамках и в кроватках. В местных садах детей укладывают в чём есть тупо на полу на матрасиках. Что я могу  сказать? Эти пижамки и матрасики могут сыграть с родителями злую шутку, а мнимый комфорт обернуться семейной трагедией. Сестра знает деток, таких же, как наша Катя, которых по приезду родители повели не во франко- или англофонное заведение, а в русский сад/школу. И это имело серьёзные последствия в виде того, что дети, позже попав во франкоязычную среду, приходили домой в истерике от того, что ничего не понимали, отказывались туда идти, и каждый день сборы в школу давались с боем. Дело в том, что в юном возрасте дети очень быстро усваивают языки. У Катьки в четыре года не было никаких проблем с коммуникацией. В принципе, чем раньше ребёнок погрузится в местную языковую среду – тем лучше.
 Вообще, это тема отдельного разговора, который уже, что называется, зреет. Эмигранты из Союза держатся здесь мертвой хваткой за свои старые украинские, русские, советские привычки, ценности, стереотипы – словом, за всё, что, не задекларировав, привезли с Родины в своей голове. Цепляются как за спасательный круг. На деле же получается, что это просто камень, груз, который тянет ко дну…….
Что касается возврата денег за сад от государства, то не всё так радужно, как мне казалось на первый взгляд из Украины. Факт того, компенсируют ли вам часть денег за садик ребёнка, зависит от многих факторов. Во-первых, от наличия необходимых документов у  самого сада/нянечки, во-вторых, от дохода родителей. Социализм – он такой: хорош для тех, у кого вообще ничего нет – этой категории граждан государство кидает подачки по максимуму. А если люди работают и что-то зарабатывают сами – соответственно, размер помощи уменьшается. Вот и с ростом зарплат, дохода семьи ситуация с пособиями/компенсациями/возвратами кардинально изменяется.

На моей улице строится новая детская площадка
ДЕТСКИЕ ПЛОЩАДКИ
О детских площадках в Канаде уже написано +100500 постов по всему Инернету, но я всё-таки повторю всё сказанное предыдущими поколениями вновьприбывших. Да, площадки здесь совершенно замечательные! Хочется либо на миг стать ребёнком, либо завести своего!!! Площадки бывают обычными, а бывают водными или две в одной – и летом можно плескаться в водичке. Поверьте, это дорогого стоит – такие слова от человека, который на Родине никогда, ни на одну секунду, ни под каким предлогом не мечтал о детях! Ради контраста хочу напомнить, что собою представляет среднестатистическая детская площадка Одессы – не важно, какого района, Таирово или Французский бульвар. Детская площадка – это место, где милые люди выгуливают свои милых собачек, после которых остаётся их немилое дерьмо, а также – пункт сбора юной шпаны и пожилых хануриков, которые проводят там свои рандеву за бутылками пива, сигаретами и семками. От бутылок остаются острые металлические крышки, а также разбитые стёкла. От семечек – лузга, от сигарет – ковёр из окурков. Кроме того, по детским площадкам, как и везде – свободно разгуливают огромные бродячие собаки. Такой вот волшебный антураж. Ситуация ещё более ухудшается, если, к примеру, прошёл дождь. Поскольку качели и всё остальное врыто тупо в землю, без какого-либо покрытия, то под качелями или горкой – просто лужа или жирное месиво из грязи. Кажется, я уже писала в самом начале об этом: когда у меня случился культурный шок после нескольких дней с крестницей, я увидела, как тяжело женщине с ребёнком без отсутствия пандусов, межквартальных тротуаров внутри дворов, парков, нормальных детских площадок и решила, что никогда в жизни в Украине не буду заводить детей.
При этом все до одного вокруг мне твердили – «Дети – наше счастье, наша радость, наш смысл жизни!». Однако, помимо ушей, у меня ещё и глаза есть. И слова, которые я слышала, не соответствовали тому, что я видела. А видела я на улицах и в парках совсем молодых, моложе меня, мам с колясками – а на лицах – печать безысходности, порой, обречённости. Зачастую я опускала глаза после взгляда на этих женщин, не могла смотреть. Никакая радость в их глазах не ночевала….


Здесь же, в Канаде, – всё иначе. Мамы с колясками не просто гуляют – они бегут!!! В наушниках, в спортивной одежде, по красивым чистым аллеям, а вокруг – зелёная трава, высокие деревья, и скачущие белки! Вот это я понимаю, радость, вот это – жизнь! В парках Монреаля я вижу много счастливых женщин и мужчин с ребёнком, с двумя, с тремя……

Такие дела. Кстати, мне читатели подсказали новую метафору. Эмиграция – это как перейти в новый детский садик. В самом деле, такое всё новое и необычное. Здесь новые игрушки,  новые песочницы, дети поделены на другие группы, играют в иные игры…..

Комментариев нет:

Отправить комментарий