Не бывает атеистов в окопах под
огнём.
Народная мудрость
Монреаль – город сотни звонниц.
М. Твен
Оратория Святого Джозефа |
По идее с
этого поста нужно было начать моё
повествование о Квебеке. Но лучше позже, чем никогда. Тем более, в
преддверии католического Рождества, самое время вспомнить о религии.
Дело в том,
что в Квебеке вплоть до недавнего времени, 1960-х годов, католическая церковь
занимала господствующую роль в жизни кебекуа-франкофонов. По сути, это
единственное, что англосаксы оставили французам, т.к. все другие сферы
социальной и экономической жизни, в том числе оружие, деньги, образование – всё
было в руках англофонов. Кебекуа, в подавляющем большинстве своём обитали в
деревнях, где занимались сельским хозяйством, а в свободное от работы время
ходили в церковь, в которой им рассказывали, как нужно жить. В свободное от
работы и от церкви время кебекуа делали детей. Что было самым характерным для
такого образа жизни – это семьи с десятью-двенадцатью и более детьми. Сейчас, в
современном мире, это трудно представить, а тогда в самом деле женщина должна
была быть всё время беременной, без никакого перерыва. Считалось очень плохо, если
муж и жена живут вместе, и какое-то время вдруг у них не рождается очередной
ребёнок. То ли у них разлад в семье, то ли кто-то из них болен, или, что ещё
хуже – они занимаются сексом от скуки или удовольствия ради. Боже упаси!!! И
соседи начинали коситься, и батюшка в воскресенье мог спросить, так сказать,
что за дела? А если вдруг начался год, идёт второй, третий, четвёртый месяц, и
никаких признаков беременности у женщины не проступает, тогда у неё спрашивали:
«Мадам, что вы себе думаете? Вы собираетесь в этом году рожать ребёнка?» И по
фиг, что дома уже семеро по лавкам сидят! Бывало, что женщина уставала от этого беспрерывного производства детей, и начинала ограничивать количество свиданий с мужем с целью, чтоб хоть как-то повлиять на процесс. Однако в таком случае мужчина мог пожаловаться батюшке, а батюшка, в свою очередь, поговорить с мадам и наставить её на пусть истинный, мол, чего вы мало внимания супругу уделяете, неправильно это, не по-христиански. Вот такая жизнь была. Вообще, женщина здесь долгие годы считалась другом человека. Но это тема отдельного поста, пожалуй.
Чтобы "поставить" свечку, нужно просто бросить монетки-пожертвования в отверстие и зажечь лампадку |
Словом,
перегнули они палку в своё время, что и говорить. В один прекрасный день народ
просто не выдержал, и случилась так называемая Тихая революция. Произошёл целый
ряд значимых для современного Квебека и для нас, эмигрантов, событий, в том
числе – отрыв церкви от государства. Квебек стал светским. И вы знаете,
совершенно удивительная вещь меня поразила здесь с первых же недель. Ведь я прибыла
из совсем другого общества, где ситуация, можно сказать, была с точностью до
наоборот. В СССР семьдесят лет по сути была запрещена религия, церкви были
закрыты, те, что остались, занимали полулегальное положение все годы. Не
принято было ни ходить в церкви, ни отмечать религиозные праздники, хотя,
многие люди продолжали следовать традициям втихую, или скрываясь, или просто не
афишируя, т.к. с точки зрения мейнстрима того времени всё это считалось
забобонами и пережитками ушедшей эпохи. И вот, после 91-ого года, как будто
пружину расправили, и понеслась душа в рай. Из церквей выгнали склады,
овощебазы, спортзалы, также попросили на выход и студентов с библиотеками. В
культовых зданиях снова стали проводиться
службы. На месте заброшенных, повреждённых или снесённых соборов стали
возводиться новые. Более того, стали строиться церкви даже там, где их никогда
и не было! Уже на современный манер, с новой архитектурой и новыми иконами! А
несколько лет назад, как сейчас помню, церковь признали одной из самых
прибыльных организаций. Такой себе новый вид бизнеса по-украински. И вот теперь
представьте, что в Квебеке всё то же самое, только с точностью до наоборот.
Здесь церковное имущество раздалось и продолжает раздаваться под всевозможные
коммерческие и некоммерческие структуры: библиотеки, концертные залы,
рестораны, отели. Но что и сказать – базилик и костёлов здесь пруд пруди и
видимо-невидимо. Прав был Марк Твен: в Монреале – куда ни глянь, в любом районе
города, у любой станции метро – обязательно увидишь колокольню. Наш город по
праву называют Американским Римом, ведь здесь более 600 культовых учреждений,
подавляющее большинство из которых, католические, естественно.
И тут вспоминаю одного из сборщиков одного из
мебельных магазинов, где я когда-то работала. Он клиентам в шутку говорил: «У
нас три выходных дня в неделю. В пятницу мы ходим в мечеть, в субботу – в
синагогу, а в воскресенье в церковь, конечно же». Что ж, все церковные приходы
Монреаля я за столь коротких срок не успела посетить, а побывала лишь в
некоторых. И, как оказалось, было это не так просто, как кажется на первый
взгляд. Как я сказала выше, людям церковь порядком поднадоела за несколько
предыдущих столетий, поэтому сегодня вы не увидите там никого. Во-первых,
церкви здесь закрыты. Да, это стало для меня настоящим сюрпризом, ведь в Одессе
в любую церковь можно зайти в любой день. Во-вторых, даже, когда церковь
открыта, там никого нету. А по воскресеньям, когда проводятся службы,
контингент можно назвать 75+. Кроме пожилых и очень пожилых людей, никто туда
не ходит.
Собор Святой Софии, Монреаль |
Первым я
посетила Собор Святой Софии, что на улице Сан-Мишель. Здание красивое и
ухоженное как внутри, так и снаружи. Много лет там работает отец Владимир, наш
земляк, т.к. учился в Одесской семинарии. Произвёл приятное впечатление. Я как
раз попала в праздничный день, во время службы, людей, видимо, было больше, чем
обычно. Служба велась на украинском языке, в конце говорили немного по-английски.
В целом, мне понравилось там. Кстати, в двух шагах напротив находится ещё одна
украинская церковь, но не православная, а католическая.
Всё-таки наличие лавок в храме - это гуманно, хоть и не входит в православные традиции |
Через пару
воскресений мы пошли в греческую церковь. Собственно, это была не моя
инициатива, а идея сестры. И вот там я впервые за рубежом испытала то неловкое
чувство, когда, блин, ни хрена не понятно. Ты просто не понимаешь, о чём идёт
речь, что происходит, что ты здесь делаешь? Ощущение довольно скверное,
чувствуешь себя полным придурком. Вся
служба проходила на греческом языке, и из всего я поняла только одно слово «тэос»,
что, как известно, в переводе на русский означает «бог». Короче, я сразу
поняла, что забрела не в свой аул. Кроме того, мне и батюшка как-то сразу не
понравился. Слишком уж пафосно он себя вёл. Как будто он не в Канаде, в
культурном центре греческого комьюнити, а в Ватикане, не меньше. Помимо этого,
несмотря на грандиозность красивого здания, выполненное в современном стиле, я
не ощутила никакой особенной атмосферы. Не знаю, почему и отчего это зависит,
тем не менее. Либо ты чувствуешь что-то, находясь в храме, либо нет. Когда
закончилась служба, и все разошлись, мы обратились к дьячку, который копошился
у алтаря. Спросили по-английски, можем ли поговорить со святым отцом? Сотрудник
удивлённо так покосился, и сказал подождать минуту, удалившись вовнутрь. За
царскими воротами находился сам батюшка, и мы слышали их разговор на греческом.
Единственное слово, которое мы поняли, было «охи», что означает «нет». Дьячок
вернулся со словами: «Он занят». Вот вам и дела. Даже не вышел посмотреть на
нас. По идее никакой работник культа не может быть занят для людей, которые
пришли в храм и чего-то хотят. Это же храм божий, в конце концов. А вдруг у нас
что-то случилось? Даже, если мы не говорим по-гречески, какая разница? Но у нас
ничего не случилось, слава богу, нам просто ребёнка нужно крестить. А ребёнок,
между прочим, грек на одну восьмую часть.
Греческий культурный центр, Собор Святого Георгия, Монреаль |
Вот так,
спустя одно, а тем более, два поколения переводится нация. Я в тот день
подумала: а, что, если наши дети и внуки спустя какое-то время будут такими же
русскими, как мы – гречанками? Так же придут в храм, и не будут знать, как
обратиться к святому отцу на нашем языке? В первых постах я писала про то, что
наши предки по линии матери – греки. Однако жизнь в другой среде абсолютно
меняет человека. Перед тем, как прадеда увели под конвоем из дома, чтобы
навсегда забрать из семьи, он завещал супруге, чтобы в семье дети разговаривали
только по-гречески. Так и было какое-то время, в детстве. Однако к концу жизни
все дети помнили лишь пару десятков греческих слов. Внуки, в том числе моя
мама, наполовину греки, и носят греческую фамилию, и отчасти обладают греческой
внешностью, но никто, конечно же, не говорит на греческом языке. Тем более
никаких следов от греков уже не осталось в третьем поколении. Разве что
скверный характер, быть может, от них. Вовсе не исключено, что то же самое
может случиться с нашими детьми. Такова реальность эмиграции, и ничего не
попишешь.
Внутри греческого собора |
Кроме
украинской и греческой, я посетила церковь преподобного Серафима Саровского,
которая относится к Русской Православной Церкви Заграницей. Эта церковь
находится в обычном здании, но там довольно уютно, очень много ценных икон.
Одна из них, икона Божьей матери, недавно начала мироточить. По случайности я
опять попала в некий значимый день на праздничную службу. В целом, мне
понравилось, и атмосфера там присутствует, несмотря на очень маленькое
помещение, для таких мероприятий не приспособленное. Заведуют здесь отец Андрей
и матушка Нина, которые приехали более двадцати лет тому назад. Вообще, надо сказать, что в Монреале немало как украинских, так и русских церквей. Но, простите за неуместный каламбур - там сам чёрт ногу сломит. Украинский патриархат, Московский патриархат, зарубежные патриархаты, греко-католики, римо-католики. Кто в лес, кто - по дрова, я даже особо не пыталась вникнуть, чтоб во всех этих тонкостях разобраться, слишком уж всё как-то запутанно. Что знаю точно, что Русская Православная Церковь Зарубежом - сама по себе, они вообще ни с кем дружбу ни водят, ни с Москвой, ни с представителями других конфессий. Собор Святой Софии относится к Восточной епархии Украинской православной церкви в Канаде.
Immaculée Conception, что на углу улиц Рашель и Папино. Работает чаще обычного, к тому же, здесь, в подвале находится депанаж алимантер, он же фудбанк. Нуждающимся раздают еду, а зимой ещё и одежду. |
Однако,
несмотря на проведённый «маркетинг», пока так и не удалось установить, где и
когда мы, наконец, окрестим ребёнка? Ходим уже три года по всему Монреалю, ищем
приход как неприкаянные. Замечу, что в греческой церкви они у себя на сайте
повесили ценник «баптaйз
фи – 450 кад». На минуточку, немало. В украинской и русской церквях мне
ответили, что это, так сказать, промысел божий, и никаких расценок нет: сколько
дадите, а если нет денег, то не давайте ничего.
Нотр-Дам де Монреаль |
В центре
города, на Плато Мон-Руаяль очень много церквей и соборов, но все они за редким
исключением, закрыты во все дни, кроме воскресенья. Однако я нашла неподалёку
от дома, на улице Сен-Катрин, церковь Иисуса Христа – она открыта всегда, хоть
там и никого нет. Самый главный собор города – Нотр-Дам-де-Монреаль тоже открыт
в будние дни, но нужно заплатить денежки за вход. Там очень красиво, Нотр-Дам –
одна из туристических достопримечательностей города. Также всем рекомендую
посетить Ораторию Святого Иосифа, что на горе Мон-Руаяль – место паломничества североамериканских
католиков. Это заведение открыто практически всегда, вход бесплатный, кроме
того, проводятся органные концерты.
Тепло, тихо, уютно. Церковь Христа, что на Сен-Катрин |
Что ж, в канун
светлого праздника Рождества Христова желаю всем мира, любви и гармонии! Всем
весёлых отпускных каникул, а я бегу на работу, вернусь уже в следующем году! Для атмосферы - вот оригинал самой популярной во Франции и в Квебеке рождественской песенки. Её можно услышать повсюду в Монреале, в каждой лавке и каждом торговом центре, начиная с конца ноября. Счастливого Рождества! :)
На работу? А это тоже очень интересно, между прочим, не только духом же питаться в иммиграции.
ОтветитьУдалитьОраторий совершенно не впечатлил внутри. Снаружи, издалека - красив. Но внутри - это какой то модерн-бетон без намека на старину. В общем для туристов сойдет ))
ОтветитьУдалитьА вот базилика очень хороша. Это как в Европе.