понедельник, 14 августа 2017 г.

375-ый день рожденья города Монреаля

   
   
        2017-ый – год юбилеев. 150 лет Канаде, 50 лет со дня Экспо-67, международной выставки, которая была организована в честь соответственно 100-летия Федерации. Вот и Монреалю исполнилось ни много, ни мало, а 375 годиков. 
      Официальной датой основания Монреаля считается 17 мая 1642 года. Тогда поселение задумывалось как христианская миссия с целью окатоличивания местного населения, и получило соответствующее название Ville-Marie[1]. На самом же деле всё обстояло не совсем так. На месте современной площади Place dArmes состоялась битва с племенем ирокезов, по итогу которой Поль Шомеди де Мезоннёв собственными руками убил вождя, о чём и свидетельствует табличка, установленная на одном из зданий площади, находящимся напротив памятника этому французскому офицеру, который и считается основателем города. Вообще, история Канады, как, впрочем, и многих других стран – это сплошь убийства, сражения и войны на уничтожение. Если в двух словах: приплыли французы и отжали территорию у местного населения. Немногим позже приплыли англо-саксы и отжали эту отжатую территорию у французов. А потом американцы хотели отжать и тех и других и третьих с уже отжатой дважды земли, однако этим злопыханиям положило конец британское правительство, даровав Канаде конституцию в 1867 году. Правда, здесь обо всём этом не принято говорить, ибо сейчас они такие как будто добренькие-предобренькие, и кажется, что более дружелюбной и пацифистской страны, чем Канада, и представить трудно.


Вторым значимым человеком в истории города является Жан Манс: ею был основан госпиталь Hôtel Dieu, и в Старом порту вроде бы даже сохранился кусочек стены этого здания с тех времён. Во всяком случае, табличка на том месте точно присутствует. Вообще, у канадцев к истории отношение довольно утилитарное, читай, никакое. Наверно поэтому, я бы сказала, в этом относительно старом городе, практически ничего не сохранилось со времён основания. Да что там – даже построек 19-ого века раз-два и обчёлся. Зато в Старом Монреале можно встретить памятные плиты, указывающие, что когда-то на этом месте было что-то.

В это лето открыли закрытый до того пляж в Старом порту. Стоимость посещения - 2 доллара. Абонемент на всё лето -  15 кад. Доступа к воде нет.

                Название город приобрёл благодаря горе Mont-Royal, что в переводе с французского означает «королевская гора». В память об историческом названии Ville Marie осталcя названный этим именем квартал, один из муниципалитетов. Монреаль имеет небезынтересное географическое положение, т.к. располагается на острове, со всех сторон окружённом водой – рекою Святого Лаврентия или Saint Laurent. Однако забавно, что по документам, вовсе не вся территория острова – город Монреаль, ибо здесь присутствуют и самостоятельные муниципалитеты, которые, впрочем, то сливаются, то отделяются, и нет гарантии, что они, в итоге не сольются в один. В то же время глобально – они всё равно Монреаль, то есть включены в région métropolitaine или Grand Montréal, в который входят даже такие крупные города как  Laval и Longeuil, находящиеся за пределами острова.  Население агломерации составляет более 4,1 миллиона человек, при этом каждый третий – иммигрант, человек, родным языком которого не является ни французский, ни английский. И да, конечно же, Монреаль считается вторым по величине франкоязычным городом мира, а Монреальский университет – первым по количеству студентов франкофонным университетом.

Выставка-продажа на улочках чайна-тауна

                Неудивительно, но презабавно то, что городские опросы прохожих показали, что жители города совсем не в курсе жизни этого самого города, в частности, сколько же лет исполняется Монреалю? Среди ответов попадались 125, 200, 170 и многие другие – все, кроме единственно верного. С одной стороны, в этом не было ничего необычного, особенно с учётом того, что среди опрошенных наверняка немало приезжих. Однако дело в том, что с начала года улицы города украшены яркими постерами и изображением цифр 375. Более того: об этой дате каждый день толдычат как по радио, так и в местных газетах ещё с середины прошлого года. Наверно и по телевидению тоже, просто я не знаю наверняка, ибо у меня нет телевизора. В любом случае остаться в стороне от этой даты, ой как сложно. Ну, это с точки зрения инопланетянина, то есть – в моём понимании. В их же понимании это вполне норма. Здесь вообще мало кого интересует что-то ещё, кроме еды. И денег, конечно же.
                Впрочем, не хлебом единым. Нужны ещё и зрелища. Для отвлечения народных масс от классовой борьбы. В течение всего года в Монреале в честь грандиозного юбилея запланированы более 800 мероприятий, большинство из которых совершенно бесплатны для публики. Однако искусство в Канаде – это такой себе лубочный лубок, простое как песня и скучное, как не знаю что. К примеру, за два года жизни здесь ни разу не услышала такой музыки, под которую хотелось бы хотя бы двигаться или подпевать в такт, не говоря уж об эмоциях. Для этого нужно либо очень сильно покурить, или очень много выпить. И то. Поэтому лично для меня интерес представляют исключительно заграничные гастролёры и приезжие артисты со своими перформансами и шоу.
                В мае из Франции к нам привозили гигантских марионеток, которых провели по центральным улицам и площадям Монреаля. К слову сказать, это очень давняя французская и бельгийская традиция, которая входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. 


                А вот это испанцы Xarxa Teatre со своим спектаклем  Veles e vents. Шоу представляет собой сменяющиеся декорации и движение на сцене под музыку, яркий свет стробоскопов и перманентные фейерверки. Довольно-таки зрелищно.



                Но больше всего меня впечатлило представление  французских акробатов Place des Anges в ночном небе над партером Place des Arts (так называется площадь на пересечении улиц Онтарио и Сен-Урбен).


                Лето ещё не заканчивается, но даже и потом праздник продолжается: мероприятия будут вплоть до декабря, так что следите за расписанием событий вот на этом сайте
                Что характерно для Канады – здесь нет афиш, разве что иногда в метро можно увидеть лайт-боксы с анонсами и другой информацией, поэтому отслеживать все мероприятия нужно самостоятельно, благо при наличии соцсетей в Интернете, это несложно. В Монреале не только в юбилейный, а и в обычные года проходит множество увеселительных мероприятий, однако для того, чтобы их посещать, нужно или не работать или жить в центре, или и то и другое. Скажу к примеру, что семья моей кузины живёт в спальном районе, они уже седьмой год как переехали, но о том, что в городе происходит то или иное событие, они даже не подозревают, не говоря уже о том, чтобы иметь возможность что-то увидеть. Потому что учёба, дети, работа, дом и так далее по списку. Что до меня, то у меня нет детей, но, не живи я в трёх минутах ходьбы от главной площади города, я бы тоже не знала, что здесь творится. А если бы знала – вряд ли была бы возможность тратить часы на проезд туда-обратно на увеселительные мероприятия.
                Непосредственно в День города я посетила Старый Порт, в котором показывали подсвеченный и переливающийся мост Жака Картье и давали залп из салютов. Нарооооду собралось, надо сказать, немерено, давно я таких толп не видела. Кстати, STM в честь дня рождения города устроила аукцион невиданной щедрости – целый день вплоть до полуночи проезд в метро и автобусах был совершенно бесплатный! То же самое, было предложено монреальцам в честь Формулы-Е[2]: целый уик-энд  всех пускали в общественный транспорт без билетов.


                Что ж, в честь такого юбилея, и я решила написать свои мысли по теме, ведь Монреаль с некоторых пор – и мой город тоже. Причём натурально Монреаль. Я не просто живу на острове Монреаль, а именно в самом Монреале – в самом его сердце, в районе, который именуется Plateau Mont-Royal, т.к. расположен на плато одноимённой горы. И я хочу вам сказать, что успела полюбить мой новый город. Это, конечно, не Одесса. И не Санкт-Петербург. И не итальянская Верона или там Флоренция. А вместе с тем, город вполне себе неплохой, довольно уютный, и со своим лицом, и даже душой. Ко мне он оказался гостеприимен и приветлив, за что ему спасибо. Вместе с тем в нашем городе, к сожалению, тоже есть немало досадных недостатков, которые раздражают не только меня или других иммигрантов (особенно русских, порой чрезмерно придирчивых и слишком требовательных), но и вполне себе местных жителей.


ЧТО МНЕ НЕ НРАВИТСЯ В МОНРЕАЛЕ

1.                  Постоянные стройки и ремонты дорог.
Это настоящая болезнь Монреаля. Перманентного строительства и ремонта дорог такого масштаба я ещё не видала ни в одном городе мира. Мне кажется, такого нигде и нет, т.к. по данному параметру наш город сложно будет переплюнуть. Монреаль совершенно бесплатно на ежедневной основе предлагает горожанам такой себе квест: «Как бы поехать, чтобы проехать?». И пешеходы не остаются в стороне от этой игры. Нередко бывают перекрыты обе стороны улицы, поэтому народ шурует по проезжей части – а что делать? Что ж, шутки шутками, а такое положение дел на самом деле очень печально, т.к. вредит малому бизнесу – мелкие предприниматели, которые и так по жизни не жируют, терпят многотысячные убытки, и в итоге вынуждены закрывать свои магазины, офисы и кафе. В частности, такое случилось в 2014-м году с предпринимателями на улице Сен-Лоран (в центре города). Ремонтные работы давно закончились, а многочисленные пустые помещения до сих пор напоминают об обанкротившихся заведениях. Бизнес ушёл, но так и не вернулся. Мало того, в этом году к этим пострадавшим добавились ещё такие же – те, кто находился здесь же неподалёку на улице Принц Артур, которую перерыли в 2016-м. Ремонт закончился этой весной, но лишь немногие помещения заполнились новыми арендаторами, а из старых, мало, кто уцелел. Думаете, ситуация не повторится вновь? Как бы не так! На очереди – улица Сен-Катрин. Грандиозные ремонтные работы запланированы уже с конца этого года, и продлятся…словом, как обычно до дня N года X.
Сначала я тоже думала, что эти стройки и перекрытые дороги – временные. Ну, месяц, ну два, полгода – затем всё образуется. Позже я поняла простую истину. Они не закончатся ни-ко-гда. Во всяком случае, на нашем веку, в ближайшем обозримом будущем. Завершится ремонт правой части, начнут копать левую. Отремонтируют проезжую – займутся пешеходной. Покончат с этим перекрёстком – обязательно займутся следующим. И так по кругу. Bienvenue à Montréal !

2.                  Грязный.
К сожалению, Монреаль сложно назвать чистым городом, хотя он мог бы быть намного чище, ведь вроде бы все ресурсы для этого есть. Но чего-то, видимо, не хватает.
3.                  Уровень сервиса в местных закусочно-питейных заведениях оставляет желать лучшего.
Причём абсолютно по всем параметрам: и по ассортименту предлагаемых блюд/напитков, и по вкусу этой еды и по качеству обслуживания.  Любую этническую кухню здесь так умеют перекрутить, что она теряет всякую связь со своими настоящими корнями. Так, корейцы здесь не ходят в корейские рестораны, а  японцы – избегают японские. Любителям же итальянской кухни лучше воздержаться от похода в итальянский ресторан. Словом,  добро пожаловать в Канаду!
4.                  Город одиноких людей.
Монреаль – может быть, самый романтичный из самых тоскливых городов, и самый тоскливый из самых романтичных…. Впрочем, жизнь в одиночку свойственна вообще всей современной Западной цивилизации, а в особенности людям, которые живут в огромных мегаполисах, которые в свою очередь, используют тех в своих целях, высасывают все соки, а потом выбрасывают за ненадобностью. Здесь многие тратят по три часа, чтобы только добраться на работу и обратно, и о какой личной или социальной жизни может идти речь?
5.                  Практическое отсутствие деревьев и зелени.
Много зелени присутствует в парках, иногда в скверах, а на обычных улицах деревьев может и вовсе не быть.
6.                  Узкие улицы.
Иногда мне кажется, что я – самый быстро ходящий человек в Монреале. И мне нередко приходится плестись позади местных прохожих, которые идут себе вразвалочку, т.к. для обгона не всегда есть место, или приходится сходить на проезжую часть.


ЧТО МНЕ НРАВИТСЯ В МОНРЕАЛЕ

1.       Монреаль уникален в своём роде и не похож ни на один город мира.
 Здесь столкнулись две культуры – французская и англосаксонская, с ними же уживаются и сосуществуют десятки этнических комьюнити  - иммигранты со всех уголков мира, прибывшие в последние десятилетия. Летом я люблю бродить по тихим улочкам Плато Мон Руаяль и рассматривать старые домики - здесь так тихо, спокойно, никого не видно и не слышно, а ночью люблю гулять по ярко освещённому деловому центру с его бетонными небоскрёбами и непрекращающимся движением автомобилей.
2.       Монреаль – это безопасный город.
Здесь можно гулять не только днём, но и ночью, практически в любом квартале.
3.       Монреаль – это культурная столица Канады.
В Монреале есть свой симфонический оркестр, а также музыкальные учебные заведения,  есть знаменитый «Цирк дю Солей», есть свой Музей изящных искусств, в котором организовываются интереснейшие выставки, в том числе, привезённые из Европы и США. Ежегодно Монреаль посещают знаменитые артисты со своими шоу. Одним словом, культурная жизнь бурлит триста шестьдесят пять дней в году. Для тех, кто не знает, чем бы занять себя сегодня, существует специальный веб-ресурс: http://www.quoifaireaujourdhui.com/events/ на котором можно найти информацию о развлекательных мероприятиях и событиях.
4.       В Монреале много красивых парков и уютных сквериков.
5.       В Монреале можно найти если не всё, то практически всё или аналоги всего.
По всему острову разбросано множество этнических магазинов и ресторанов. Словом, все преимущества мультикультурного города.


6.       В Монреале летом тёплые ночи.
Как ни странно, далеко не каждый город даже на югах может похвастаться тёплыми ночами. А у нас есть!
7.       В Монреале хорошее метро.
Несмотря на его существенные недостатки, я люблю монреальское метро – единственное метро из всех, в которых я когда-либо ездила, которое мне пришлось по нраву. В метро здесь очень светло, чисто, тихо и спокойно. А недавно ещё и добавились новые очень красивые поезда.
8.       В тёплое время года город украшают красивыми, разноцветными клумбами из ярких цветов.
9.       В Монреале очень высокое и красивое синее небо.
Как говорит мой племянник, тучи похожи на сладкую вату. В самом деле, здесь облака как нарисованные и похожи на летающую снежно-белую сахарную вату.


10. Повсюду в публичных местах здесь есть хорошие и бесплатные туалеты, а также краны с питьевой водой.
Что и говорить, это очень удобно!
11. В Монреале красивый стрит-арт.
Диковинных и замысловатых рисунков на бесхозных поверхностях домов - хоть отбавляй, иной раз поражаешься полёту фантазии авторов.
12. Уличные пианино летом. 
Лично я очень люблю этот аттракцион, и нередко играю на них, если таковое подворачивается мне на пути, и есть свободная минутка. Да, всё-таки Монреаль борется за звание интеллигентного города и культурной столицы.



***
Как вы видите, Монреаль невозможно не полюбить, и если кто-нибудь у меня спросит совета, стоит ли сюда переезжать, я бы ответила, что стоит, т.к. могу рекомендовать этот город как очень хороший для жизни по многим параметрам. Здесь есть всё для комфорта, причём для людей с абсолютно разными предпочтениями и запросами. Понравится и тем, кто любит тишину и покой, найдётся место и тем, кто любит шум-гам и динамику большого города. Кроме того, Монреаль существенно дешевле многих североамериканских и европейских городов, что делает его ещё более привлекательным, на мой взгляд.
                Интересно было бы заглянуть в чей-нибудь блог 2392 года, чтобы увидеть, каким город станет спустя ещё 375 лет, что здесь будет и как? Жаль, что пока нам этого не дано. Однако мы можем пожить ещё какое-то время – ровно столько, сколько нам отмерено, и увидеть относительно близкое будущее  своими глазами. Хотя бы, скажем, 400-летие города через каких-то четверть века. Что ж, on verra!

Мои предыдущие публикации по теме:

Удивительный и чудесный город Монреаль
Лето в Монреале: 100500+ развлечений
Приключения мамы в Монреале

и вот здесь - про 150-летие Канады:
Историческая дата. Канаде - 150

P.S. А вот симпатичный видео-ролик, Монреаль в семи минутах глазами туриста. Очень похоже на правду!




[1] Город Марии (фр.)
[2] Гонка электромобилей, которая организовывалась впервые в Монреале в 2017-м году.

4 комментария:

  1. Вот так из ваших статей и узнаешь новости Монреаля ))).
    Касательно дорог, много интересного было открыто когда упал заезд на хайвей в Лавале лет 6-7 назад (погибли люди), и ну очень интересно было слушать комиссию Шарбоно. После такого становится понятно, что не зря Квебек называют самой коррупционной провинцией Канады, почему цена дорог заметно выше чем в 15 км в Онтарио, почему ямочные заплатки не живут больше сезона, почему разваливается мост Шамплейн прожив всего половину срока, а новый мост будет строиться в 3-5 раз дольше, чем, например, в ЮВА, или даже чем мост Золотые ворота в Сан Франциско в 30е годы прошлого века с неизмеримо более сложной конструкцией. Кстати, его проектировал одессит! )))
    по стоимости жизни в Монреале - вы разумеется правы. здесь реально дешево. причины?
    1. цена рента (аренды) жестко регулируется Режи Дю Ложемент. владелец не может так просто поднять цену уведомив за 3-6 мес до окончания договра аренды. итог очевиден - дома под рент в принципе не выгодно ремонтировать, особенно делать кап ремонт. из-за чего цена рента ниже чем в других провинциях но качество домов - увы, тоже ниже. основной "парк" домов под рент - дома 50-90летней давности без капремонта, с сгнившей изоляцией, без центрального АС/отопления (зато с электрическим отплением бейсбордами) и часто с самыми дешевыми окнами (алюминиевыми слайдерами), которые промораживаются в сильный мороз. крыша - самые дешевые шинглы, часто в плохом состоянии. очевидно, что теплопотери у такого дома огромные, что подводит нас к вопросу...
    2. цена отопления. у соседей, в Онтарио. дома большей частью отопливаются газом. электричество стоит там заметно дороже, чем в Квебеке. почему? одна из причин - заключенный лет 40-50 назад договор на поставку электричества в Квебек из НьюФаунленда по фиксированной цене без индексации на % инфляции. договор вроде как истекает в 2025году (хотя Ньюфаунленд пытался его разорвть много раньше и дошел до верховного суда Канады). т.е. сейчас квебек получает супер дешевое электричество + не делает кап ремонты своих ГЭС.
    при этом уже сегодня цена отпления в квебеке на газе чуть ниже чем на электричестве. что будет после 2025? представим что цена электричества сравняется с онтарийской, тогда электр. отопление за старый дом будет зимой стоить $500-$700 в месяц.
    3. сдерживает рост цен на аренду фактический запрет на перевод жилья из "рента" в "кондо". лет 5 назад был такой процесс, покупали старые плексы, делали кап ремонт, переводили их в кондо (андивайдед) и продавали уже как квартиры.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот хочется вам ответить анекдотом. СССР времён перестройки. Все люди плывут в дерьме по горло. На лодке плывёт Горбачёв и спрашивает: "Народ, что я могу для вас сделать, как помочь?", а люди ему отвечают: "Миша, не гони волну".

      Вот я вас не пойму. Вам и в Одессе не так, но и в Монреале - не то. А где же хорошо по-вашему? На Кубе? :)
      По радио периодически передачи вещают на тему дорог. Так вот в одной передаче эксперт очень пространно рассуждал следующее: "Понимаете, в Онтарио в смету включают одни расходы, а другие - выключают. А в Квебеке - эти включают, в то время как другие - не входят. Словом, как вы понимаете (!!!), получается, что методы подсчёта стоимости 1 км дорог в Квебеке сильно отличаются от соседских, поэтому их невозможно сравнить".
      И я вспомнила очень похожие рассуждения из моей одесской жизни. Когда в Одессе шли реконструкции главных улиц - Успенской и Тираспольской. Тогда тоже находились эксперты, которые находили доводы и объяснения необъяснимым фактам и действиям, а именно: почему убрали трамвай, почему срубили деревья, почему такие сроки ремонта, почему такие цены и так далее. Самое интересное - что под конец передачи уже и сам начинаешь в этом верить и готов пересказать эту информацию своим коллегам и знакомым. Хехе.

      По поводу качества жилья и коммунального сервиса со стороны хозяев - согласна. В то же время, согласитесь, что по той цене, по которой в Торонто, или, тем более, скажем, в Нью-Йорке вы сможете арендовать нору в дыре в бейсменте - в Монреале можно снять что-то нормальное. А что-то нормальное в других городах стоит на порядок дороже, чем в Монреале. That's my point, только и всего.

      Послушайте, большая часть людей, как и я, не знает, что будет завтра, а тем более, через месяц, год-два. А вы говорите про 2025 год. Давайте доживём, а там уже видно будет :)

      Удалить
    2. Этот комментарий был удален автором.

      Удалить
  2. ""Понимаете, в Онтарио в смету включают одни расходы, а другие - выключают. А в Квебеке - эти включают, в то время как другие - не входят. Словом, как вы понимаете (!!!), получается, что методы подсчёта стоимости 1 км дорог в Квебеке сильно отличаются от соседских, поэтому их невозможно сравнить". "
    ну, немножко не так. точнее совсем не так. методики по северной америке одинаковы :))) ( подробности - см менеджериал ээкаунтинг курсы 1-3) более того, до комиссии шарбоно федералы стали интересоваться ценой дорог в квебеке, после чего эта самая цена стремительно понизилась на 15% вроде как ))). подробности - см. материалы публичного расследования комиссии шарбоно, не вижу смысла повторять.
    "Тогда тоже находились эксперты" - так в комиссию шарбоно и входили эксперты. равно как и в комиссию по аварийному состоянию моста шамплейн и по падению эстакады а лавале (когда погибли люди- вы в курсе этой истории?). это все- официальные эксперты, вы считаете что им нельзя доверять? )))
    кстати, зачем трамвай убирают это как раз понятно. северная америка и монреаль через это уже проходили, все причины давно известны, выводы сделаны - трамвай заново внедряется в систему общественного транспорта северной америки.
    "Вот я вас не пойму. Вам и в Одессе не так, но и в Монреале - не то."
    а что здесь непонятного? всегда и везде есть плюсы и минусы, у которых есть свои причины и последствия. обычно люди стремятся развить плюсы и убрать или уменьшить минусы - это плохо? вот побывали американцы в европе во время второй мировой войны - и повсеместно стали использовать их технологию строительства автобанов для своих хайвеев. а вот в квебеке - им все "то" поэтому при бОльших расходах качество дорог на порядок хуже, а уровень дорог далек от уровня Германии 70 летней давности. побывали китайцы из тайваня в японии - и, глядяшь, давным давно запустили свое метро, да такое, что монреальское нервно курит в сторонке. зато монреальцы сделали тендер на закупку новых поездов для своего метро, вроде как был скандал что тендер был написан конкретно под свою фирму ))), потом новые поезда оказались не подходящими для этого метро из-за чего их снимали на допил ... а в остальном, все то )))
    "В то же время, согласитесь, что по той цене, по которой в Торонто, или, тем более, скажем, в Нью-Йорке вы сможете арендовать нору в дыре в бейсменте - в Монреале можно снять что-то нормальное."
    Нью Йорк - это 16 млн жителей и несколько муниципалитетов, сравнивать с МТЛ наверно смысла нет. В Торонто - да, сейчас цены выросли, но и работу там найти не в пример проще, а значит более качественное и более дорогое жилье - вероятно доступнее.That's my point, только и всего. Вы в курсе что тот же Банк Монреаля давно перевел свой главный офис в Торонто? Равно как очень многие компании. Многие саппорты в МТЛ теперь переведены в Торонто и в Индию. Посылки из Нью Йорка 5 лет назад приходили за 2 дня в Монреаль, теперь едут неделю потому как сначала доставляются в Торонто а оттуда в Монреаль. Как и контейнеры.
    "Вот хочется вам ответить анекдотом. СССР времён перестройки. "
    у вас оригинальная ассоциация с положением дел в Монреале... ))) наверно, не все так плохо?
    "Послушайте, большая часть людей, как и я, не знает, что будет завтра, а тем более, через месяц, год-два. А вы говорите про 2025 год."
    не знаем. но моргидж люди берут? средний срок 4года, аморт 35 лет. как вы думаете, им надо хоть немножко смотреть на 8 лет вперед? ))) лет 7 назад на рынке недвижимости сметали конды. началось строительство множества новых проектов. умные люди говорили - не накупайте кондо, через 3-4 года их будет ... очень много. так и случилось, рынок переполнен кондо, уже продают их с первым платежом в ... $1000! только чтобы продать. а вы говорите, "Давайте доживём, а там уже видно будет :) "

    ОтветитьУдалить